Как пиарщики выглядят в своих резюме
Соискатели на рынке труда в PR
Данные по резюме подтверждают расхожее мнение, о том, что PR — сфера, где трудятся в основном женщины. Согласно аналитическим данным Работа.ру, женщины значимо чаще, чем мужчины, размещают резюме на должность специалиста по связям с общественностью или PR-менеджера — 76% vs 24% соответственно.
За прошедшие полгода соискатели в PR стали в среднем чуть старше. Так, в январе 2023 года 55% резюме приходилось на кандидатов от 25 до 34 лет, а на конец июня 2023 их доля снизилась до 51%. Одновременном в том же периоде на 3 п.п. выросла доля соискателей в возрасте от 35 до 44 лет и в июне 2023 года составила 37%.
Через сайты по поиску работы работу в PR чаще ищут специалисты с опытом до 2-х лет: на них приходится 42% от всех резюме в сфере. Чуть менее четверти соискателей (24%) имеют опыт в PR от 4 до 5 лет, 19% — 2-3 года. Кандидаты без опыта составляют 8%, кандидаты с опытом свыше 5 лет - составляют меньшинство (7%).
На позиции пресс-секретаря в сравнении с соискателями на работу в PR, чаще претендуют более опытные специалисты: 43% резюме принадлежит кандидатам с опытом работы от 4 до 5 лет, 12% - более 5 лет. Четверть соискателей (25%) имеет опыт работы до 2-х лет, 17% - 2-3 года. Всего 3% кандидатов, претендующих на должность пресс-секретаря, не имеют опыта работы в данной сфере.
PR-менеджеры предпочитают искать работу на полный рабочий день: доля таких резюме составляет 59%. 11% хотели бы работать удаленно, и еще 11% — указывают свободный график. Каждый десятый ищет подработку и выбирает частичную занятость. Чуть меньше (9%) предпочитают сменный график.
Кандидаты на роль PR-менеджера в большинстве имеют высшее образование: на таких специалистов приходится 75% резюме. Неполное высшее указали 16% кандидатов, 9% - среднее или среднее профессиональное образование.
Навыки, которые чаще всего указывают в резюме, характеры для маркетологов, менеджеров по продажам и других офисных работников, но они не всегда отражают специфические навыки, необходимые именно PR-менеджерам. Чаще всего в резюме встречаются умение работать с пакетом MS Office, навык ведения переговоров и деловой переписки, а также копирайтинг и организация мероприятия.
Елена Артемьева, директор по аналитике и Data Science Работа.ру: «Дисбаланс на сайтах по поиску работы в сторону кандидатов с небольшим опытом связан со спецификой поиска работы у более опытных специалистов, главным инструментом которого становятся не работные сайты, а нетворкинг. Кроме того, большой популярностью пользуются профильные группы в социальных сетях и чаты в мессенджерах, где активно ведут себя как работодатели, так и кандидаты. В сфере маркетинга и PR также распространена практика обсуждения зарплаты во время собеседования, из-за чего в вакансиях часто не указаны зарплатные вилки».
Работодатели на рынке труда в PR
Среди работодателей наиболее востребованы начинающие специалисты с опытом работы до 2-х лет - такие требования к опыту указаны в 41% вакансий. 37% компаний заинтересованы в соискателях с опытом 2-3 года, 17% вакансий приходятся для специалистов, которые работают в сфере 4-5 лет, и только 2% компаний ищут PR-менеджера со стажем более 5 лет. Еще 3% совсем не отмечают требования к опыту работы.
У большинства работодателей (57%) нет строгих требований к образованию PR-менеджера. Чуть более трети (38%) рекрутеров указывают наличие высшего образования. Интересно, что отношение к образованию у пресс-секретарей значительно строже: 67% предложений о работе содержат требование наличия высшего образования.
Среди ключевых навыков, которые рекрутеры хотят видеть у кандидатов, можно отметить умение организовывать и проводить PR-мероприятия, копирайтинг, грамотная речь, а также навык работы в Adobe Photoshop.
Стоит отметить, что PR-менеджеров ищут примерно в 5 раз чаще, чем пресс-секретарей.
В среднем по России зарплатное предложение для PR-специалистов в 2023 году составляет 50 000 рублей. В 2022 году среднее предложение было 45 000 рублей, а в 2021 — 40 000 рублей. Таким образом, за последние несколько лет уровень зарплат увеличился на 25%.
«Все эти изменения — часть общей картины трансформации digital-рынка, которую только катализируют нейросети и кризис. Приведу несколько наблюдений из личного опыта.
Во-первых, сейчас действительно меняется образ PR-менеджера: как в глазах клиентов, так и в глазах сотрудников. Молодежь уже не готова так выкладываться и «вкалывать» ради результата и будущего стажа, как раньше, а работодатели постепенно повышают требования к стажу и навыкам антикризисного управления.
Во-вторых, меняются бизнес-процессы: нейросетевая революция в самом разгаре, и для выживания на рынке труда уже сегодня нужны все новые и новые навыки. Например, основы prompt-инженерии, знание data science, понимание аналитики больших данных. Уже сегодня БигТех-корпорации создают вакансии ИИ-операторов, а через 5 лет такие навыки будут в каждой вакансии.
В-третьих, меняются сами агентства. Уже сейчас лидеры рынка все больше превращаются в ИТ-компании, учатся работать с чат-ботами и нейропомощниками, осваивают тренды ИИ-аналитики, микросегментирование аудитории и др. Когда тренд на персонализацию контента разовьется в полную силу, без таких навыков в команде PR-агентства просто вымрут», добавляет Валерий Сидоренко, генеральный директор digital-агентства «Интериум».
Работа.ру — сервис для поиска работы и подбора персонала. На сервисе размещено более 22,4 млн резюме и зарегистрировано более 930 тысяч работодателей.