5 видов контента, за которые можно получить судебный иск
Миллионные штрафы, тюремное заключение или исправительные работы — все это может грозить тем, кто решит нарушить закон. Объясняем, за какие публикации есть риск попасть под суд.
Клевета
Если человек распространяет информацию, содержащую заведомо ложные сведения и порочащую честь или достоинство и отрицательно влияющую на репутацию, это относится к клевете. За подобные публикации можно получить наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, в том числе миллионные штрафы, заключение под стражу или обязательство выполнять общественно полезные работы.
Например, 200 часов обязательных работ Нижегородский районный суд Нижнего Новгорода присудил Александру Файбу за распространение ролика про Никиту Михалкова, где содержалось обвинение в вырубке лесов. Файб пытался обжаловать решение, но вышестоящая инстанция оставила решение по делу без изменений. При этом наказание было отменено: но только потому, что истек срок давности.
Публикация будет являться клеветой в том случае, если соответствует сразу трем критериям:
Информация расходится с реальной ситуацией. «Черное — это белое, а синее — это красное». Если сведения в публикации подтверждены официальными внешними источниками, это нельзя отнести к клевете. К примеру, известная личность нарушила закон, по этому делу есть решение суда, а другой блогер решил поделиться новостью в соцсетях — так можно.
В публикации есть факты, порочащие честь и достоинство и отрицательно влияющие на репутацию. Здесь важно отличать это от оскорблений. Если сказать, что человек глупый, или обозвать его — это оскорбления. Обвинить в хищении средств или спонсировании запрещенных организаций — клевета.
Тот, кто выкладывает информацию, осознает, что она не соответствует действительности. Иными словами, ложные сведения публикуются умышленно. Важно отличать клевету от заблуждения: когда человек ненамеренно копирует чужой пост, содержащий неверную информацию.
Осуждений за клевету не так много: например, в 2020 году согласно найденным данным, дела о клевете были рассмотрены в отношении 899 людей. Осудили при этом 56 человек. Но не стоит забывать о тяжести наказания за предоставление ложных сведений и внимательно следить за контентом.
Новости с фейковой информацией
Публикация сведений, содержащих потенциальную опасность или заведомо неправдоподобных, также наказуема по закону. Санкции могут ждать за размещение новостей, угрожающих жизни и здоровью. Это же относится к контенту, несущему опасность имуществу, объектам инфраструктуры и другим общественно важным объектам.
Пример: Яковлевский районный суд Приморского края рассмотрел дело о распространении ложной информации про выход тигра к людям. Мужчина выложил непроверенные данные, за что получил штраф в 50 000 рублей.
Размещение публикаций, содержащих недостоверные сведения в отношении информации, имеющей высокую общественную значимость, наказывается штрафом:
для физлиц он составит от 30 000 до 100 000 рублей;
для юридических лиц — от 200 000 до 500 000 рублей.
Данные размеры выплат указаны для публикаций, не принесших последствия. Если в связи с публикацией такой информации кто-то пострадал, размер штрафов увеличивается в разы.
Рекламные посты, в которых отсутствует маркировка
В начале сентября 2023 начали действовать поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Теперь каждый может получить штраф за размещение непромаркированной рекламы в интернете.
Согласно введенным поправкам, каждое рекламное объявление должно содержать индивидуальный идентификатор. Информацию о таких публикациях нужно сообщать в Роскомнадзор. В случае если требования законодательства не соблюдаются, можно получить штраф:
физические лица заплатят сумму до 100 000 рублей;
юридические — до 500 000 рублей.
К примеру, владельца канала в Telegram «Мой Нижний Новгород» оштрафовали за то, что он публиковал посты с рекламой без маркировки. Всего таких публикаций было 16, по 2 000 рублей штрафа за каждую. Так что получить взыскание может даже небольшой канал, а не только популярные блогеры.
Нарушение авторского права
Чужой контент выкладывать нельзя — это если очень коротко. Статьи чужого авторства, изображения, видео — не разрешается публиковать. Если только в источнике не указано, что контент можно копировать, ссылаясь на оригинал.
Есть и исключения. Не спрашивая у автора, разрешается публиковать текст (а точнее, цитаты и отрывки из него), чтобы поделиться важной информацией, культурными ценностями, научными открытиями или учебными материалами. В таком случае также указываются данные автора и ссылка на оригинал: при этом каждую конкретную ситуацию заимствования стоит рассматривать отдельно.
Может быть полезно: здесь мы говорили о том, как защитить публикации от воровства.
Защита авторского права соблюдается в интернете, независимо от заявлений автора. Если автор не говорит о том, что контент можно копировать, значит, делать это запрещено. В Российской Федерации защита авторских прав не очень развита. Поэтому некоторые годами копируют чужой контент и так и не привлекаются к ответственности.
Если же нарушения все-таки найдут, наказание может быть серьезным: штраф, размер которого составляет от 10 000 до 5 000 000 рублей. В отдельных ситуациях взыскания могут быть больше: они связаны с размером нанесенного ущерба.
Один из примеров, когда организация заплатила большой штраф: ООО «Теледистрибуция» должна выплатить сумму в 20,8 млн руб. по делу о нарушении авторских прав в отношении киностудии «Союзмультфильм». Все из-за того, что компания незаконно использовала название и изображения персонажа, защищенного авторским правом.
Публикация чужих фотографий или видеоконтента
Здесь стоит упомянуть закон, где сказано, что публиковать видео и фото, на которых изображены люди, можно, имея их согласие. Оно не требуется, если:
1) Фото или картинка выкладывается на различные ресурсы в интересах государства, общества или публики.
2) Получившаяся фотография создана при съемке событий, открытых для свободного посещения. Если же основное место на снимке отведено отдельной личности, потребуется её согласие.
3) Человек получает деньги за позирование для фото- и видеоконтента.
Тех, кто выкладывает фото или видео чьего-то авторства, может ждать иск в суд или необходимость компенсации морального ущерба в адрес потерпевшей стороны.
Пример: жительница обратилась со взысканием компенсации за моральный вред в отношении агентства недвижимости. Все из-за того, что без разрешения автора выложили фото квартиры с логотипом агентства.
Выводы
Предстать перед законом можно за контент, в котором есть:
клевета;
фейковая информация, включая неправдивые новости;
реклама с отсутствующей маркировкой;
нарушение авторских прав;
чужие видео и фото.
На самом деле, каждый день в соцсетях появляется огромное количество контента, за который теоретически могут засудить. И чаще всего за это никто не отвечает. Но в какой-то момент может не повезти, и за нарушение придется как минимум заплатить штраф, а как максимум — попасть под уголовное дело. Поэтому лучше работать честно, соблюдать закон и не рисковать ради временного увеличения охватов.
А как вы относитесь к такому контенту? Будем рады услышать ваше мнение в комментариях.