Про трендвотчинг от первого лица: интервью Ольги Бочкарёвой
В международной школе, комьюнити и карьерном сервисе mads стартует курс по трендвотчингу. Его автор — Ольга Бочкарёва, founder, superfluid futures, head of trend forecasting в Signal by ony. Эксперт по предиктивной аналитике, имеет более 15 лет опыта исследований в области будущего – future studies. У Ольги внушительный опыт в этой сфере, поэтому мы решили обратиться к ней, чтобы получить исчерпывающие ответы на вопросы, которые возникают при слове “трендвотчинг”.
Что такое трендвотчинг?
Наблюдение за трендами — это базовая, начальная ступень, ведущая в целый новый дивный мир! Трендвотчинг относится к исследованиям будущего, как и анализ трендов, форкастинг, бэк-кастинг, сценарное планирование, казуальный многоуровневый анализ и другие современные теории и практики. Всё это стало моей профессией, о выборе которой я не пожалела ни на один день.
Почему ты решила выбрать это направление?
В 2008 году я узнала о существовании такой научно-исследовательской дисциплины как futures studies – исследования будущего, частью которой является и трендвотчинг. Это редкая специализация, требующая широкого кругозора, критического мышления, навыков сторителлинга, умения видеть начало будущих изменений там, где их может не замечать никто – всё это было про меня)
Сколько времени тебе понадобилось, чтобы разобраться в трендвотчинге?
Для базового понимания, как в целом устроены трендвотчинговые исследования, нужно всего несколько месяцев. С теоретической точки зрения, это не самая сложная дисциплина. Для того, чтобы на практике освоить основные качественные и количественные методы наблюдения и анализа трендов и уверенно с ними обращаться, потребуется несколько лет.
Чем трендвотчинг полезен как инструмент для специалистов в маркетинговых коммуникациях?
По-настоящему эффективный марком невозможен без хорошего понимания нерва времени и аудитории, без глубокого проникновения в то, что принято называть немецким термином Zeitgeist (дух времени). Мне довольно часто приходится сталкиваться с примерами позиционирования брендов или рекламных коммуникаций, создатели которых будто не чувствуют этого: делают ставку на уходящие, стагнирующие тренды и этим вредят бренду, или некорректно интерпретируют набирающие обороты свежие тенденции и от этого не находят ожидаемого отклика от аудитории. Я убеждена, что в недалёком будущем исследования trend insights в работе маркома будут занимать почти такое же важное место как marketing insights и consumer insights.
Кому еще полезно прокачивать навыки в трендвотчинге?
Индустрий, в которых не были бы нужны базовые навыки трендвотчинга, практически не осталось. Наблюдение за трендами и их анализ, тренд-форкастинг и прогнозирование, сценарное планирование и другие методы, которые позволяют эффективно работать и планировать в условиях полной неопределенности и высокой степени турбулентности, с каждым годом всё более востребованы и в большом корпоративном бизнесе, и в независимых арт-индустриях, и в креативной экономике. Внутренние отделы future insights или trend insights повсеместно создаются компаниями, работающих в самых разных отраслях экономики. Умение профессионально отслеживать изменения и анализировать тренды становится важным конкурентным преимуществом для специалиста из любой индустрии.
Самый главный бонус курса?
Каждый, кто начинает освоение нового востребованного навыка, будь то кодинг, промт-инжиниринг или трендвотчинг, хотел бы поскорее хакнуть его, то есть получить не “знания как по учебнику”, а лайфхаки, понять, как это устроено на самом деле: какие детали по-настоящему работают в 80% случаев, на что обращать внимание в первую очередь, чем можно пренебречь, что здесь самое важное для практического применения прямо сегодня или сейчас. Возможно, главный бонус нашего курса по трендвотчингу в том, что он весь построен на подобных лайфхаках – от секретов ведения Дельфийских экспертных панелей до последних AI-based методов секторального мониторинга – всего того, с чем работает и при помощи чего строит свою карьеру профессиональный трендвотчер не в теории, а на практике, каждый день.
Научиться всему можно на курсе по трендвотчингу в mads. Всех студентов ждёт приятный бонус — карьерный сервис на 2 года в подарок. Это значит, что с каждым будет работать карьерный трекер и ментор, которые помогут оценить его компетенции, поставить карьерные цели и найти работу мечты, а после — трекать результаты и добиваться новых.