Драка на ножах: конфликт и эмпатия в командной работе
Работа в креативной индустрии завязана на личной вовлеченности в процессы и высоких ставках в отношении результата деятельности. Конфликты в амбициозных командах неизбежны и порою жестоки. О стратегиях поведения в конфликтных ситуациях творческих команд рассказал директор по маркетингу Oxyoom — Гриша Кузнецов.
50 оттенков конфликтов
Конфликт — это столкновение, некий предельный случай обострения противоречий. Другими словами, это воспринимаемое противоречие и расхождение интересов, сопровождающееся негативными эмоциями. Возникающий в воображении сторон, конфликт может не иметь прямой связи с объективной реальностью. Конфликт, зачастую, чисто воображаемая ситуация, которая решается изменением её восприятия.
У конфликта много продуктивных и полезных функций:
— снимает напряжение внутри команды
— подчеркивает «тонкие места» в структуре работы
— повышает сплоченность и согласованность команды
— стимулирует развитие и нововведения
— сдерживает разрушительную агрессию
«Преодоление конфликтов = развитие команды»
Отсутствие конфликтов — плохой знак, указывающий, что противоречие медленно набирает силу и вот-вот приведет к взрыву. Конфликт — обязательное условие существования амбициозной команды.
Как потушить вулкан?
Стратегия избегания хороша в случаях, когда построение долгосрочных отношений перевешивает выгоду от возможной локальной победы. Избегание — это лучшее поведение в ситуациях, когда необходимо выиграть время и сохранить силы команды.Избегание не подходит в двух случаях: решение необходимо принять быстро или цена решения слишком высока. Но в целом, избегание — это плохая последовательная долгосрочная стратегия.
Стратегия приспособления — это уступка оппоненту для недопущения конфронтации. Не стоит путать с компромиссом: приспособление подразумевает игнорирование собственной потребности и действие согласно плану оппонента. Компромисс все же более равновесная история.Применяя стратегию приспособления для второстепенных вопросов, можно сэкономить ресурсы. Это поведение иллюстрирует цитата «Проиграть битву, чтобы выиграть войну», поэтому приспособление может хорошо работать при долгосрочном планировании. При этом постоянное использовании этой стратегии ведет к стрессу и выгоранию, так как адаптация к плану оппонента всегда происходит за счет ваших эмоциональных сил. В российской действительности при переговорах использование этой стратегии может стать причиной того, что вас перестанут воспринимать как равного партнера, что приведёт к выбыванию с поля.
Стратегия соперничества — это продавливание собственных интересов с помощью контроля и создания стресса для оппонента. Такое поведение часто не дружит с этикой. Эта стратегия может успешно работать, когда важно соблюсти сроки и не так важно сохранение отношений. Если есть уверенность в победе и нет необходимости тратить ресурсы, то следует выбирать стратегию соперничества, так как это позволит реализовать потребности и интересы в полном объеме.Если руководитель команды будет придерживаться стратегии соперничества постоянно, то высока вероятность того, что сотрудники не будут приходить с проблемами или за помощью, потому что такое поведение руководителя будет считываться как неэмпатичное.
Сотрудничество — это реализации интересов и потребностей обеих сторон. Признаком действительно продуктивного «Win-win» считается наличие «Win» некой третьей стороны, побочного успеха помимо самого партнерства. Например, в ходе создания совместного решения появляется польза для экологии, инфраструктуры или коммьюнити.
Особенность стратегии в том, что она требует значимых ресурсов для заключения и исполнения с обеих сторон, но дает максимальный вклад в отношения партнеров. Сотрудничество связано с уязвимостью участников, потому подходит для ключевых соглашений.
Компромисс — это сотрудничество, которое не превратилось в полное избегание. Неполный, но сбалансированный учет интересов обеих сторон, достичь и разорвать который легко. Компромисс часто воспринимается как манипулятивный «отложенный win-win». Несколько компромиссов друг за другом обычно приводят к посредственным результатам, поэтому стратегию следует выбирать осторожно и осознанно.
Конфликтами нужно уметь управлять, чтобы они приносили пользу команде. Научиться управлять чем угодно — собой, командами, проектами, компаниями — можно на курсе mads «Креативное лидерство: авторский подход к жизни и управлению». Ты узнаешь, как выстраивать свою работу и процессы в команде осознанно, сможешь сформировать культуру взаимодействия и среду, в которой каждый ее участник будет проявляться и достигать больших результатов. Этот курс — квинтэссенция опыта лидеров лучших креативных команд страны. Присоединяйся!