Чёрным по белому: особенная каллиграфия из иероглифов и арабской вязи
Хаджи Нур Дин выставлял свои картины в разных частях света. А сегодня посмотреть на чёрно-белое искусство мы предлагаем и вам в рубрике «Вдохновение дизайнера».
Об уроках чистописания, скорее всего, вы знаете из книг или из семейных рассказов. В СССР этот самостоятельный предмет упразднили в 1968 году. Чернильницы, перьевые ручки, промокашка — слова, которые тоже остались где-то далеко в прошлом. Мы всё меньше пишем от руки, поэтому красивый почерк скорее исключение. Думаем, не ошибёмся, если скажем, что в большинстве случаев сегодня нас окружают потенциальные медики. Это мы намекаем на почерк под кодовым названием «как курица лапой».
Но талант аккуратно выводить буквы ещё остался. Пожалуй, в современном мире это вызывает даже больший интерес, чем 50 лет назад. А некоторые авторы не просто пишут, а из линий создают картины. Так запомнился миру искусства мастер Хаджи Нур Дин. Одна из последних его выставок прошла в самом центре Берлине, в Пергамском музее, который сейчас закрыт на масштабную реставрацию. Ещё в октябре прошлого года в одном из залов можно было оценить картины Нур Дина. И благодаря CEO дизайн-студии «Магвай» Нине Калаус, у нас появились фотографии, а потом сложилась история, которую рассказываем в рубрике «Вдохновение дизайнера».
Сини — восточный стиль в квадрате
Существует много разных стилей каллиграфии, но базово есть три больших направления:
восточноазиатская,
арабская,
западноевропейская.
Сегодня в сети преподносят разные версии возникновения каллиграфии. Некоторые источники вспоминают пещеры, в которых наши предки создавали первые примитивные рисунки. Но более правдоподобная версия переносит нас в древний Китай, ведь именно там изобрели бумагу. При этом исследователи утверждают, что практиковаться в каллиграфии в Поднебесной начали ещё до этого события. Первые иероглифы выводили на бронзовых табличках.
В Китае каллиграфия была без преувеличения искусством, слова на бумаге становились символами и приобретали ещё одно значение. Где-то здесь корни современной айдентики. Особая изящная подача придавала эмоциональность тексту и помогала расставлять смысловые акценты. А драгоценностями ученых людей считались кисти, бумага, тушь и чернильница.
В каждой культуре каллиграфия развивалась своим образом, вбирая исторические, религиозные и социальные особенности общества. Например, в исламской традиции изображать можно не всё, ограничения касаются и человеческих фигур. Арабская каллиграфия стала особым способом художественного выражения, которому свойственны декоративность, метафоричность, утонченность.
Вернемся в Китай. Там в 16 веке начала распространяться арабская каллиграфия. Это был особый исторический период, когда в Поднебесной появилось мусульманское сообщество. Китайские техники постепенно соединились с арабскими, так появился стиль сини (от арабского названия Китая). Мастера добавляли узоры, свойственные персам, тюркам и арабам. Так украшали стены зданий, фарфор, декоративные панно. Появляются каллиграммы — слова в определённом порядке образовывают рисунок. А один из местных уникальных приëмов — придание слову формы иероглифа.
Именно стиль сини освоил Хаджи Нур Дин — один из самых известных каллиграфов мира.
Хаджи Нур Дин и его искусство
Подобно стилю сини, которые объединил разные грани Востока, Хаджи Нур Дин тоже стал отражением двух культур. Его китайское имя Ми Гуан Цзян. А его малая родина — провинция Шаньдун в Восточном Китае. Именно там появился на свет Хаджи Нур Дин 61 год назад. Его первый язык — китайский. Долгое время он и не знал арабского, пока в 17 лет не взял в руки кисть. Так начался его путь в каллиграфии.
В 1997 году Нур Дин стал первым китайским мусульманином, который получил Египетский сертификат арабской каллиграфии и был принят в Ассоциацию египетской каллиграфии. Для этого он провёл 8 лет в Египте, 4 учился и ещё 4 работал.
Он не раз выставлялся в разных музеях мира. Одна из самых значимых экспозиций — в Британском музее в Лондоне. Там почти 20 лет назад, в 2005 году, появились его работы.
Нур Дин не только продолжает развивать направление сини, он создал свои стили. Иногда это только китайская каллиграфия, иногда арабская, а некоторые работы сочетают иероглифы и арабское письмо.
Сегодня Нур Дин живёт в Китае и преподаёт в колледже в Чжэнчжоу в провинции Хэнань. У него также есть собственная галерея, где со всеми желающими он изучает каллиграфию, основы направления сини и его отображение в разных работах.
Нур Дин известен не только своим мастерством, он — блестящий учитель, который умеет увлекать аудиторию. Поэтому его регулярно приглашают выступить с лекциями и мастер-классами самые известные и престижные учебные заведения по всему миру. Например, Гарвардский, Кембриджский университеты, Университет штата Калифорния в Беркли, Массачусетский технологический институт и другие.
Сегодня каллиграфию можно встретить и в digital-пространстве. Рисовая бумага и чернила здесь не нужны, из привычного разве что кисть, но тоже своя, виртуальная. Конечно, чаще в веб-дизайне используется леттеринг, но и каллиграфия может стать изящной деталью и акцентом для некоторых проектов.
Нейросети ещё больше развернули нас от тиражного искусства к авторскому, неидеальному. Люди ищут уникальность и личное прикосновение в каждой строчке, которую они пишут или видят. И каллиграфия — отличный способ выразить себя, свои мысли и чувства через красоту и точность каждого штриха.