Как приложения соцсетей используют наши телефонные разговоры для таргетинга
Недавно специалист по кибербезопасности компании Asterix Питер Хенвей высказался о возможной прослушке разговоров мобильными приложениями. Цель таких прослушек – сбор рекламными площадками данных для таргетинга. Приложения записывают и обрабатывают разговоры пользователей, когда те произносят слова-триггеры, например, «купить», «забронировать» и т.д.
После появления этой новости многие бросились проверять подозрения. Так, журналист издания Vice в течение пяти дней произносил потенциальные слова-триггеры («дешевые рубашки» и «учеба») в своих телефонных разговорах. По его словам, эксперимент удался: в ленте новостей стали появляться объявления, рекламирующие учебные заведения и недорогую одежду.
Мы тоже решили проверить, действует ли такой механизм прослушки в России.
Соцсети, разумеется, не сообщают, что в таргетинге по интересам учитывают телефонные разговоры. Официально для фокусировки рекламы на целевую аудиторию используются данные о подписках, анкетные данные и поведение пользователя в сети.
Свой эксперимент мы начали с выяснения, какие приложения имеют доступ к “Микрофону”. Узнать это можно в «Настройках», в разделе «Разрешения». А также посмотреть в GooglePlay, но только не в его мобильной версии. В ней почему-то вся эта информация скрыта.
Кстати, можно легко отозвать разрешение на использование “Микрофона”, переключив тумблер. Но кто помнит, что он вообще включен...
В итоге получился следующий список приложений, имеющих доступ к микрофону: Instagram, WhatsApp, Messenger, Facebook, Youtube, ВКонтакте, веб-браузер телефона, Яндекс. Вероятно, ваш список будет отличаться – здесь мы перечисляем приложения смартфона, который принимал участие в тесте. Приложения заявляют, что разрешение необходимо для функций голосового вызова. Но только ли для этого?
Далее в течение часа в разговорах по мобильному телефону затрагивалась тема отпуска: как лучше отправиться отдыхать в Турцию – самостоятельно, купив билет и забронировав отель, или через туристическое агентство (“купить билет в Турцию”, “забронировать отель в Турции”).
Первым на слова-триггеры откликнулся Instagram – буквально сразу в stories появилась реклама Aviasales с билетами в Турцию. Если бы мы не ожидали такого эффекта, то реклама, читающая наши мысли, изрядно удивила бы нас. Также, в ленте начала появляться реклама конкурирующего с Турцией направления – Кипра.
Помня, что Instagram принадлежит Facebook Inc, и соцсети корпорации обмениваются между собой данными, мы стали внимательнее изучать ленту новостей Facebook. И не ошиблись – нам начала демонстрироваться реклама авиабилетов Momondo.
Подозрения, которые высказывали наши западные коллеги, вроде бы подтверждались. Но мы все еще сомневались в возможности таргетинга по телефонным разговорам – нам казалось, что наш эксперимент был недостаточно «чистым»: реклама отелей и авиабилетов, пусть и по конкретным, но очень популярным направлениям, – это естественно для периода отпусков. Несмотря на то, что эта реклама демонстрировалась нам только в день телефонных разговоров на тему-триггер, мы не стали принимать всерьез результаты нашего первого эксперимента.
Теперь мы решили усложнить задачу соцсетям и в течение двух дней в разговорах по мобильному телефону затрагивали более узкие темы:
- открытие цветочного магазина («хочу свой цветочный магазин», «хочу открыть цветочный магазин»),
- желание научиться шить («научиться шить», «сшить платье»).
И эта часть эксперимента развеяла наши сомнения. В stories Instagram появилось несколько рекламных объявлений на тему открытия собственного цветочного магазина и создания коллекции одежды.
Мы заметили, что соцсети помимо прочего оценивают степень нашей заинтересованности. Например, в первой части эксперимента, когда разговор со словами-триггерами длился всего час, реклама демонстрировалась в stories и ленте Facebook всего однажды. Но когда мы упоминали слова-триггеры в течение двух дней, реклама преследовала нас около недели.
В обоих экспериментах никак себя не проявили ВКонтакте, Youtube, Яндекс, Chrome, которые имеют доступ к микрофону мобильного устройства, а также Messenger, который, как и Instagram, принадлежит Facebook Inc.
Резюмируя, скажем, что Facebook и Instagram пока единственные, кто ловит горячую тему телефонных разговоров и транслируют релевантную рекламу. Если ваши товары относятся к категории импульсивных покупок, то реклама в этих соцсетях может стать очень эффективным каналом продвижения.