Самостоятельная регистрация товарного знака: миф или реальность?
Чтобы зарегистрировать товарный знак самостоятельно, нужно выполнить несколько шагов:
- Проверить обозначение на возможность регистрации по двум параметрам: законность и уникальность.
- Подобрать классы МКТУ.
- Заполнить заявку в Роспатент.
- Подать заявку и оплатить первую часть пошлин.
- Ответить на запросы формальной экспертизы.
- Ответить на уведомления экспертизы по существу.
- Оплатить финальные пошлины и получить свидетельство.
Процедура регистрации бренда имеет свои сложности и нюансы. О некоторых из них знают только специалисты. О возможных трудностях на каждом этапе и способах их преодоления расскажу подробнее.
Проверка товарного знака на уникальность и законность
Товарные знаки регулируются нормами гражданского права, в частности, ст. 1482 Гражданского кодекса. Закон предусматривает возможность зарегистрировать товарный знак в виде различных обозначений: словесных, изобразительных, объёмных и других, а также их комбинаций. Запрещено регистрировать в качестве товарного знака обозначения, которые могут ввести потребителя в заблуждение. Также знак не может противоречить общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Знак должен быть уникальным. Проверить этот параметр можно тремя способами, о которых я подробно рассказывала в статье про уникальность товарного знака. Здесь просто кратко перечислю:
Поиск по базам ФИПС. Платный инструмент: от 4130 до 47200 рублей за одно словесное обозначение в 1–45 классах МКТУ (+20% НДС).
Бесплатные онлайн-сервисы. Подходит только для проверки словесных знаков и не учитывает знаки, которые находятся на моменте рассмотрения в Роспатенте.
Помощь специалиста. Предварительная проверка у многих патентных бюро — платная услуга. У нас, в «Железно», –- нет. Мы проводим поиск по руководству, которое использует Роспатент: по действующим знакам и поданным заявкам. По итогу даем отчёт с выводами эксперта о возможности регистрации бренда и рекомендациями по доработке бренда, если есть какие-то опасения, что знак проверку на уникальность не пройдет. Очень рекомендую заказать проверку вашего товарного знака. Это бесплатно и абсолютно ни к чему не обязывает.
Как выбрать класс МКТУ
При регистрации бренда нужно учесть сферу, в которой он будет работать. А именно — выбрать определённые классы Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Выбор классов - ваша задача. Здорово помогает в ее решении вот такой сайт-помощник по подбору классов МКТУ.
Тут важно подумать о ближайшем будущем (3-5 лет вперед). Может быть сейчас вы только производите духи, а в будущем захотите расширить ассортимент парфюмированными свечами. Это разные классы. Лучше указать оба нужных в одной заявке. После отправки заявки добавить еще один класс не получится. Придется подавать новую. Но не стоит перестраховываться и указывать в заявке классы, которые точно вам не нужны. Так вы переплатите на пошлинах и сможете потерять знак за неиспользование в определенных классах.
Заявка в Роспатент на регистрацию товарного знака
При самостоятельной регистрации товарного знака заявку можно подать одним из следующих способов:
- через портал «Госуслуги», для чего потребуется учётная запись, электронная цифровая подпись и установленный на компьютере криптопровайдер;
- в личном кабинете на сайте Федерального института промышленной собственности (ФИПС), также с использованием цифровой подписи;
- лично в офисе Роспатента по адресу: Москва, Бережковская наб., д. 30, корп. 1;
- по почте по адресу: Роспатент, Бережковская наб., д. 30, корп. 1, Москва, Г-59, ГСП-3, 125993;
- по факсу на номер: +7 495 531-63-18.
Важно! При самостоятельной подаче заявки необходимо ответственно отнестись к её заполнению. Любая ошибка или недостающий документ могут привести к задержке регистрации на несколько месяцев. Переписка с экспертами Роспатента для новичка - тот еще квест. Бывает и так: вовремя не ответили - потеряли заявку.
Пошлины при регистрации товарного знака
После принятия заявки Роспатент направит вам счёт на оплату первой части пошлин. Сумма пошлины зависит от количества указанных классов МКТУ. За заявку с одним классом МКТУ придется заплатить 17 000 рублей.
Чтобы подать документы через «Госуслуги», потребуется усиленная электронная цифровая подпись. Если она уже имеется, можно сразу приступить к подаче заявления. Выбор аккаунта зависит от того, на кого вы хотите оформить товарный знак: на юридическое лицо, ИП или другое физическое лицо.
На этапе оплаты госпошлин можно допустить следующие ошибки:
- оплатить обе пошлины одним документом, хотя правильно разделить их на два платежа;
- перевести деньги с личной банковской карты, а регистрировать товарный знак на ИП или юрлицо;
- сделать ошибки в реквизитах;
- неверно указать назначение платежа;
- неправильно указать сумму платежа.
Важно! Если вы оплачиваете пошлины через банковское приложение, выбирайте раздел “Платеж по реквизитам”, а не “Государство”.
Ответы на запросы формальной экспертизы
Роспатент на этом этапе проверяет, все ли документы поданы и правильно ли они заполнены. Ведомство не предоставляет консультации по выбору подходящих классов товаров и услуг, поэтому ответственность за это лежит на заявителе. Товарный знак зарегистрируют для тех групп товаров и услуг, которые указаны в документах. Если эксперт обнаружит неточности, он направит запрос на уточнение информации.
На этом этапе могут возникнуть следующие ошибки:
- предоставлены не все документы, требуется дослать недостающую информацию;
- не заполнены обязательные поля в заявке;
- указаны неполные данные о заявителе;
- документы предоставлены в ненадлежащем качестве и т. д.
Любая неточность в документах способна привести к затягиванию процесса рассмотрения заявки. Заявка не будет продвигаться дальше, пока эксперт не получит необходимые документы или информацию. На это может потребоваться от одного до трёх месяцев.
Ответы на запросы экспертизы по существу
Если с заполнением заявки и документами все в порядке, начинается этап проверки бренда на уникальность. Эксперты будут искать, не был ли зарегистрирован никем другим подобный или схожий знак для тех же классов товаров или услуг.
Эксперты проверят звуковое, смысловое и визуальное сходство бренда с уже существующими. Помимо уникальности, бренд должен соответствовать требованиям охраноспособности, то есть не иметь причин для отказа в регистрации. Например, если бренд напрямую описывает товар (“Мебель”, “Зоотовары”) или содержит элементы официальной символики, его могут не зарегистрировать. По результатам экспертизы будет принято решение о регистрации бренда или об отказе в регистрации.
Результат экспертизы по существу во многом зависит от того, насколько качественно была проведена предварительная проверка. Если правильно, то можно почти на 100% быть уверенным, что знак зарегистрируют. Однако полностью исключить вероятность отказа нельзя. Эксперт Роспатента, который единолично принимает решение по товарному знаку, может допустить ошибку или слишком строго проверить знак.
Если по результатам проверки приходит отказ, это не означает, что знак нельзя отстоять. Нужно грамотно ответить на замечания эксперта и собрать необходимые доказательства. Вот почему при самостоятельной регистрации необходимо трезво оценить свои шансы: сумеете ли вы убедительно аргументировать свою позицию? Если у вас нет уверенности в своих силах, за регистрацией товарного знака лучше обратиться к экспертам.
Оплата второй части пошлин и получение свидетельства
Итак, все свершилось! Заявка одобрена. Осталось оплатить финальные пошлины:
- За регистрацию товарного знака — 18 000 рублей.
- За выдачу бумажного свидетельства (при необходимости) — 3 000 рублей.
Если вы планируете самостоятельно заниматься оформлением бренда, не забудьте правильно указать назначение платежа в соответствии с пунктами 2.1.1. и 2.1.4.
Важно помнить, что после внесения финальных пошлин вы не сможете изменить данные о заявителе. Если паспортные данные или адрес изменились в процессе регистрации, сообщите об этом Роспатенту до перевода денег. В противном случае, чтобы внести изменения, потребуется подать новое заявление и оплатить пошлину за внесение изменений.
Когда потребуется помощь эксперта
Как видим, самостоятельная регистрация товарного знака — это определенный риск. Если у вас есть сомнения, что вы справитесь, обратитесь к эксперту. Его знания, практический опыт и быстрое взаимодействие с Роспатентом - залог успеха регистрации вашего бренда.
Расскажу о главных преимуществах регистрации товарного знака с федеральным патентным бюро “Железно”:
бесплатная предварительная проверка знака на возможность регистрации;
бесплатный подбор классов МКТУ;
ускорение процесса регистрации до 3–6 месяцев (официальный срок Роспатента — 18,5 месяцев);
повышение шансов на успешную регистрацию до 97% (в остальных случаях мы возвращаем деньги за свои услуги или регистрируем новый знак бесплатно).
В прошлом году наше патентное бюро подало более 13 тысяч заявок на регистрацию в Роспатент. По этому показателю мы лидеры, начиная с 2023 года. Буду рада, если доверитесь и вы! Пишите в WhatsApp по номеру +79229092784 или Telegram @zhelezno_pb.