Отказ в регистрации товарного знака: организатор лотереи не смог получить "Первую премию"

4 марта 2025, 13:44
0

Отказ в регистрации товарного знака: организатор лотереи не смог получить "Первую премию"

Роспатент отказал в регистрации товарного знака "Первая премия", поскольку название имеет описательный и хвалебный характер. Какие еще названия рискуют получить отказ ведомства в регистрации?
Отказ в регистрации товарного знака: организатор лотереи не смог получить "Первую премию"

На днях на глаза попало решение Суда по интеллектуальным правам, в котором был вынесен отказ в регистрации товарного знака "Первая премия". Обозначение на себя пытался зарегистрировать организатор лотерей. Но ему отказали: суд посчитал, что определение “первая” указывает на то, что товары/услуги заявителя являются лучшими, превосходящими, заслуживают награду, одобрение, первую премию.

Заявитель возражал, ссылаясь на многозначность слова. "Первый" - это начальный, новый, главный, важнейший, лучший. Обозначение указывает на первичность чего-либо, первоочередность, на получение премии впервые/раньше других. 

Тем не менее эти доводы были судом отклонены: "Первая премия" - это похвала, а не очередность.

Очень часто, подавая обозначение на регистрацию товарного знака, у предпринимателей нет точного понятия, что Роспатент “пропустит”, а когда пришлет отказ. Расскажу об этом подробнее.

Неохраняемые элементы товарного знака

Для регистрации не подойдет название, которое состоит из так называемых неохраняемых элементов. Это определенные слова и символы, которые не могут принадлежать исключительно одному владельцу и остаются доступными для всех, чтобы никто не мог единолично их использовать.

Что относится к неохраняемым элементам:

  • Общепринятые термины для конкретной области науки и техники: кадастр, бариста.

  • Слова, указывающие на вид деятельности: аптека, shop, булочная.

  • Слова, указывающие на вид товара: мебель, хлеб, пломбир.

  • Слова, характеризующие товары и услуги: Московский, online, цветочный.

  • Буквы, цифры, сочетания согласных букв: 9, 36, А, РКЖ, SDVK.

  • Простые графические элементы: линии, геометрические фигуры, общепринятые значки и символы (?, #, °C, $).

  • Натуралистические изображения: изображение стаканчика мороженого, чизкейка.

  • Распространенные фамилии: Иванов, Быков, Петров.

  • Доменные зоны: рф, com, ru.

  • Символы государств и международных организаций, если нет разрешения от специальных органов: флаг, герб, эмблема.

  • Географические названия, если они не связаны с происхождением товара: Киров, река Вятка.

  • Противоречащие морали или религии слова: “Ёшкин кот”, “Святоша”. 

  • Хвалебные слова (“самый”, “лучший” и, как мы выяснили в начале этой статьи, - “первый” в значении “лучший”).

Исключение из правил 

Роспатент может зарегистрировать товарный знак, состоящий из неохраняемых элементов, если заявитель — известная компания. Но сначала ей придется доказать, что потребители прочно ассоциируют этот бренд с компанией или продуктом. Обычно этого добиваются крупные компании, чьи названия известны большинству жителей страны. Например, известный сотовый оператор смог зарегистрировать товарный знак на обозначение “МТС”, а гипермаркет техники — DNS.

Еще пара примеров:

Как можно доработать товарный знак

Если до народной популярности бренду еще далеко, товарный знак потребуется доработать. Например, сделать название частью логотипа. Для этого добавьте изображение или оформите текст оригинальным шрифтом. Текст должен занимать не более 50% пространства, а изображение должно быть акцентом.

Еще можно на основе неохраняемого слова придумать другое, фантазийное. 

Или добавить к “слабому” (неохраняемому) слову более “сильное” (охраняемое), чтобы получилось уникальное словосочетание. Оно должно иметь смысл и вызывать новые ассоциации.

В заключении отмечу, что коротких и емких наименований, доступных к регистрации в качестве товарного знака, с каждым днем (да даже с каждым часом!) остается все меньше. Если вы сомневаетесь, одобрит Роспатент ваше название или нет, - обращайтесь в федеральное патентное бюро “Железно”. Мы проводим такие проверки бесплатно. Это абсолютно ни к чему вас не обяжет! Оставить заявку можно на сайте, в WhatsApp по номеру +79229092784 или Telegram @zhelezno_pb.

Ответить?
Введите капчу

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is