Регистрация товарного знака: с чего начать?

24 марта 2025, 11:05
0

Регистрация товарного знака: с чего начать?

В 2024 году Роспатент принял более 137,4 тыс. заявок на регистрацию товарных знаков. Прирост к прошлому году составил 12%. Свободных названий остается все меньше. Как понять, свободно ли ваше?
Регистрация товарного знака: с чего начать?

Исключить совпадения и выбрать свободное обозначение помогает предварительная проверка товарного знака. Она проводится до подачи заявления в Роспатент. 

Требования Роспатента к товарным знакам

Для того, чтобы зарегистрировать на свой бренд товарный знак, нужно, чтобы название соответствовало определенным требованиям Роспатента. 

Обозначение должно быть:

  1. Уникальным. Таких же или похожих знаков не должно быть зарегистрировано в ведомстве для вашей сферы деятельности. 

  2. Обладать различительной способностью или быть узнаваемым. Если вы захотите назвать свой магазин “Просто одежда”, Роспатент не пропустит такое название, потому что оно состоит полностью из неохраняемых слов, которые описывают товар. А вот название “Три грации” для регистрации подойдет. 

  3. Товарный знак не должен вводить в заблуждение. Например, относительно места происхождения: нельзя будет зарегистрировать наименование “Волжские сладости”, если на самом деле производство находится в Краснодаре. 

  4. Обозначение должно соответствовать моральным нормам и законам РФ. Роспатент не пропустит оскорбления, ненормативную лексику и отсылки к ней. Например, в регистрации было отказано товарному знаку “Ёби-доёби”. Еще есть особенности в регистрации брендов с религиозной семантикой. С 21 октября 2024 года в России действуют нормы приказа Минэкономразвития. Создан специальный орган - Межрелигиозный совет России, который проводит дополнительную экспертизу обозначения. 

Выбор классов МКТУ при регистрации товарных знаков

Очень важно правильно подобрать классы МКТУ для вашего бренда. МКТУ - это международная классификация товаров и услуг. Для удобства все возможные товары и услуги сгруппированы в 45 классов. Товарный знак регистрируется для определенных видов деятельности.  Если неправильно подобрать классы МКТУ, на выходе получится бренд, который защищает бизнес лишь частично или не защищает совсем. Так произошло с владельцем товарного знака “Белый рис”. Бизнесмен занимался доставкой суши и решил узаконить свои права на название. Товарный знак зарегистрировали не в том перечне, и теперь предприниматель может открыть детский сад или дом для престарелых. Но не готовить и доставлять суши.

Три способа проверить товарный знак на уникальность

Чтобы понять, не занят ли товарный знак другим предпринимателем, можно использовать три способа.

Первый способ - проверка при помощи бесплатных онлайн-сервисов. В интернете полно ресурсов, где можно всего за пару минут узнать, свободно ли обозначение или нет. Это самый простой и очевидный вариант, но только на первый взгляд.

Дело в том, что поиск в таких сервисах ведется только среди зарегистрированных обозначений. Заявки, с которыми Роспатент начал работу, но не завершил, не учитываются. То есть вы можете отсечь все видимые совпадения и будете уверены, что выбрали уникальный бренд. А Роспатент в итоге вам откажет, потому что такой же знак или похожий находится в процессе регистрации. 

Еще один минус этого способа - отсутствие анализа. Вы не получите ни разъяснений, ни рекомендаций, как применять результаты проверки.

И последнее. У Роспатента огромное количество требований к товарному знаку помимо сходства. Ни один онлайн-ресурс не даст понять, соответствует им обозначение или нет. К примеру, когда  блогер Александра Митрошина пыталась зарегистрировать товарный знак  "Матерь бложья", она получил аотказ. Само название было совершенно свободно, но Роспатент отказал в его регистрации, так как оно противоречит нормам морали. 

Использование бесплатных онлайн-сервисов не даст вам ничего, кроме ложной уверенности в том, что знак зарегистрируют. Фактически вы рискуете потерять собственные время и деньги, потому что первая государственная пошлина, к сожалению, невозвратна. 

Второй способ - проверка по базам Роспатента. Она, в отличие от бесплатной, включает и зарегистрированные бренды, и заявки, которые еще находятся на экспертизе. Но и тут есть подводные камни.

Придется внести внушительную сумму - от 4 130 до 900 000 рублей, плюс НДС. Чем больше классов МКТУ - тем выше стоимость услуги. После такой проверки вы получите перечень потенциально сходных брендов, но не более. Результаты нужно будет расшифровывать самостоятельно. Это сложно сделать без специфических знаний.

Третий способ - это проверка при помощи патентных бюро. Самый надежный и простой способ. Эксперт проведет всю работу за вас и даст четкий ответ: можно зарегистрировать бренд или нет. Некоторые патентные бюро делают это бесплатно - проводят поиск и выдают заключение. Нужно лишь заранее уточнить, как будет проводиться проверка - по базам ФИПС или только по бесплатным перечням товарных знаков. Поинтересуйтесь также будут ли гарантии на регистрацию прописаны в договоре. 

К примеру, в федеральном патентном бюро “Железно” проверка проводится по закрытым базам Роспатента. Заявитель получает полную информацию о том, свободен его знак или нет. Если нет - ему подскажут, как обойти препятствия на пути к регистрации с минимальными изменениями в обозначении. 

Проверку проводит специалист — патентовед. Он ориентируется не только на сходство знаков, но и на другие требования Роспатента и законодательства РФ. По сути проверка в этом бюро на 99% идентична той экспертизе, которую проводит сам Роспатент после подачи заявки.

Пройдите бесплатную предварительную проверку товарного знака в “Железно”. Наш эксперт проведет сравнительный анализ с зарегистрированными знаками и поданными заявками. А также составит полноценный отчет о том, можно ли зарегистрировать ваше название или логотип в качестве товарного знака. Если знак в первоначальном его виде зарегистрировать не получится, будут даны рекомендации по доработке для успешного результата. Оставить заявку можно на сайте, в WhatsApp по номеру +79229092784 или Telegram @zhelezno_pb.

Ответить?
Введите капчу

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is