Контрафакт на маркетплейсах: государство готовит новый законопроект

Как пишет “КоммерсантЪ”, соответствующее поручение направила подкомиссия по совершенствованию контрольных и разрешительных функций, которую курирует вице-премьер Дмитрий Григоренко.
Для чего нужен новый закон
Сегодня торговые онлайн-площадки реагируют на сообщения правообладателя о контрафакте недостаточно оперативно. Жалоба рассматривается в течение 30 дней. Владелец товарного знака вправе обратиться и в суд. Срок рассмотрения искового заявления может занимать до полугода и больше. За это время подражатели успевают распродать контрафактную продукцию.
Решить проблему, по мнению законодателей, сможет личный кабинет продавца, в котором он сразу должен подтверждать оригинальность товара и свои права на бренд. Также маркетплейсы хотят обязать проводить автоматизированный мониторинг нарушения прав.
Реакция на инициативу
Маркетплейсы считают эти меры избыточными. К примеру, на Ozon есть «кабинет бренда», где правообладатели могут контролировать подлинность товаров. В Wildberries существует сервис, который позволяет видеть список продавцов, торгующих под одним и тем же товарным знаком.
И еще один аргумент. Обращения в техподдержку маркетплейса с жалобой на контрафакт и требованием удалить карточки товаров не всегда имеют под собой законные основания. Так, в 2024 году было заблокировано порядка 1 млн карточек на маркетплейсах. И, по словам Президента Ассоциации компаний интернет-торговли Артема Соколова, только 48% жалоб имели под собой законное основание. Остальные 52% — происки конкурентов.
Цифровой арбитраж Wildberries
Как сегодня защищает правообладателей товарных знаков Wildberries? Еще в 2022 году маркетплейс запустил сервис Цифровой арбитраж. Он помогает пресекать незаконную продажу брендированных товаров на маркетплейсе и, соответственно, защищает покупателей от контрафакта. Как это работает? Если правообладатель видит незаконное использование своего товарного знака, он подает жалобу продавцу-подражателю через цифровой арбитраж. Если в течение 30 дней ответ на жалобу не поступит, маркетплейс рассматривает ее самостоятельно. После анализа ситуации Wildberries может заблокировать личный кабинет нарушителя и наложить на него штраф в размере 10 000 рублей за каждое нарушение, то есть за каждую карточку товара, которая была размещена незаконно.
Совсем недавно Wildberries изменил правила блокировки для селлеров. Теперь если на карточку продавца пожаловались через Цифровой арбитраж, какое-то время он не сможет создавать новые карточки под брендом, права на который не подтвердил.
30 дней – при двух фактах блокировки;
30 дней, умноженных на количество фактов блокировки, - для каждого следующего нарушения.
Преимущества владельцев товарных знаков
У продавцов, которые торгуют на Wildberries под защитой товарного знака, привилегированное положение. С 24 февраля 2025 года вступила в силу измененная оферта Wildberries. Пункт 9.4 Правил использования раздела «Бренды» разъясняет, что пользоваться разделом могут только владельцы или лицензиаты товарного знака. Для этого продавец должен предоставить необходимые сведения и документы, подтверждающие права на товарный знак. Маркетплейс проверяет все предоставленные документы и вправе запросить недостающие. Селлер будет обязан предоставить их в течение трех дней.
Раздел «Бренды» дает:
доступ к просмотру списка продавцов, которые используют тот же товарный знак;
автоматическое присвоение отметки «оригинал» товарам;
присвоение этой отметки товарам других продавцов через одобрение их заявки. В течение 5 дней владелец бренда может отклонить заявку или удовлетворить ее. После этого срока маркетплейс вправе самостоятельно проверить обоснованность такой заявки.
Защита интеллектуальных прав на Ozon
Если правообладатель бренда столкнулся с нарушением своих прав на площадке Ozon, он может обратиться к менеджерам маркетплейса с требованием удалить незаконно размещенный контент или заблокировать нарушителя. Сначала площадка запросит у продавца подтверждающие документы. Если они отсутствуют, маркетплейс заблокирует магазин нарушителя.
Бывает так, что маркетплейс не реагирует на жалобу или отказывается удалять спорный объект с сайта. Тогда правообладатель может направить досудебную претензию о нарушении прав юристам Ozon. В практике патентного бюро “Железно” был такой случай.
У Ольги Апетьян свой бренд декоративной косметики GLOW ME. Он популярен на рынке нашей страны и пользуется спросом за рубежом. Продукты бренда представлены на крупных площадках — Wildberries, Ozon, "Яндекс Маркет", “Золотое яблоко” и “Л’этуаль”.
Блеск для губ GLOW ME стал одним из самых продаваемых блесков на Ozon. Он был вторым в рейтинге по количеству заказов. Конкуренты Ольги активизировались и стали копировать карточки. Они воровали полностью весь контент и продавали подделки очень низкого качества.
Ольга неделю переписывалась со службой поддержки Ozon, но маркетплейс бездействовал. Тогда Ольга решила подключить “тяжелую юридическую артиллерию” и обратилась за помощью к нам. Эсперты помогли составить досудебную претензию маркетплейсу. Ведь именно он допускает нарушение прав Ольги и закрывает глаза на продажу подделок. Мы подготовили доказательства и направили жалобу, где указали 13 фактов нарушений. На Ozon подействовала реальная угроза судебных разбирательств, и в течение 1–2 дней они удалили все карточки с подделками.
Товарный знак обезопасит ваш бизнес на маркетплейсе
Если вы планируете выходить со своим товаром на маркетплейсы, подайте заявку на регистрацию товарного знака. Этот простой шаг защитит вас от конкурентов и устранит риски потери бренда.
Но товарный знак –- это не только щит, но и меч. Если вы обнаружите, что кто-то продает товар под вашим названием, подайте жалобу через сервисы маркетплейса. Параллельно с этим вы можете направить досудебную претензию нарушителю. По закону он обязан не только прекратить использование вашего товарного знака, но выплатить компенсацию от 10 тысяч до 5 млн рублей.
Если случилось так, что нарушителем стали вы сами, обратитесь за помощью к юристам. Они проанализируют ситуацию и предложат вариант решения с минимальными потерями для вас и вашего бизнеса. Не стоит игнорировать жалобу Цифрового арбитража Wildberries: помните, что на ответ у вас есть всего 30 дней. Иначе вы рискуете потерять ваш бизнес. Попробуйте договориться с правообладателем — например, заключить лицензионный договор.
Если вам нужна экспертная консультация по вопросам интеллектуальной собственности, свяжитесь с нами в WhatsApp по номеру +79229092784 или Telegram @zhelezno_pb. Эксперты “Железно” готовы помочь!