Каждый должен делать то, что умеет: девелоперы — строить дома, ИТ-компании — цифровизовывать процесс
Девелоперы и цифровизаторы делятся на два лагеря — те, кто топит на собственную разработку и внедрение и те, кто пытается взять готовое решение с рынка и адаптировать у себя. У обоих подходов есть минусы и плюсы.
Инхаус-цифровизация
Первое, что следует чётко знать про создание цифрового ландшафта своими силами — это дорого. Чтобы было понятнее: в 3 раза дороже, чем внедрять готовое. И дорого не только на этапе первоначальных вложений, а вообще. В цифровой продукт нельзя вложиться разово: он требует регулярных инвестиций.
Помимо денег надо понимать, что это:
люди с полным циклом адаптации, системой обучения и программами мотивации;
технологии — внутренняя и внешняя разработка, продуктовая разработка, стек;
бизнес-процессы и фреймворки;
культура — философия, стратегия, традиции, этика;
структура — управление, продажи, разработка, поддержка бизнеса.
То есть у вас появляется «матрёшка» или ещё одна компания внутри уже имеющейся.
Поэтому пилить ИТ-продукт чисто под себя невыгодно, но можно пойти по пути масштабируемых решений. Сделать продукт для себя и других. Такие решения есть у Брусники, Самолёта и Железно, которые создав цифровые сервисы, протестировали это на себе и теперь выкатывают в рынок.
Цифровые решения с рынка
Что касается внедрения цифровых решений, которые есть на рынке — это история подходит всем у кого: а. нет ресурсов на создание и поддержание собственной ИТ-команды и продукта; б. нет задачи сделать своё, но есть стремление цифровизоваться. Поставить любой цифровой продукт с рынка легче и дешевле, чем сделать свой. Это уже понятный функционал, все преимущества которого вы знаете на старте. И, соответственно, можете оценить будущий результат. Минусы здесь кроются в ограничениях по возможностям: один сервис умеет одно, второй — другое, а сшить их вместе может третий. При этом с точки зрения приоритетов реально подобрать оптимальное решение.
В целом цифровая среда девелопера — многоступенчатая система: цифровизация здесь вшита на каждой стадии основного бизнес-процесса. Следовательно, под разные задачи нужно своё цифровое решение.
Выше мы писали про ИТ-продукты, которые создаются внутри девелоперов, и потом выходят на рынок. Такой путь оптимален и для компании, которая разрабатывает продукт, и для тех, кто его покупает.
Для девелоперов с инхаус-разработкой это подконтрольное решение, как для себя. Можно допилить нужную фичу по необходимости и при изменении рынка. Плюс можно ограничить бесконечные денежные потоки и выйти в сторону монетизации.
Для интересантов рынка такие решения тоже привлекательны: во-первых, они адаптированы под основные этапы девелоперского цикла и имеют расширенный функционал, во-вторых, тщательно протестированы внутри. Ещё одно важное преимущество — рыночная стоимость и доступность к внедрению.
Вывод: каждый должен делать то, что у него хорошо получается. Девелоперы — создавать и строить дома, а ИТ-компании — создавать и внедрять цифровой продукт.