Андрей Бардышев: «Потребительский запрос не успевает за прогрессом»
В России достаточно много edtech-инвесторов, на которых оказали существенное влияние геополитические факторы. Ряд проектов пришлось свернуть и заморозить ввиду последствий санкционных ограничений. Аннулировано признание дипломов об образовании странами, ранее бывшими партнерами в этом направлении.
Но так ли всё трагично? Главное отличие edtech от классического образования – в его гибкости и адаптивности к ситуационным изменениям рынка и проявлениям внешних факторов. Преимущества получают edtech-операторы, действующие в парадигме стратегических целей и среднесрочного, а не ситуационного развития, имеющие широкую продуктовую линейку и предлагающие смежные продукты: например, продюсирование готового контента, формирование бренда автора/соавтора, различные сервисы продвижения и прочее.
Современному успешному блогеру недостаточно много говорить, призывать к лайкам и комментариям. Ему надо развиваться вместе с подписчиками, пробовать различные форматы контента и сценарии прогрева.
Если ранее эксперт был заинтересован в построении личного бренда, увеличении числа подписчиков и продвижении авторских курсов, то с развитием edtech-операторов, физически присутствующих на рынках других стран, для такого специалиста появляется возможность объединить свой авторский стиль с практическим опытом и ресурсами партнера – edtech-оператора. Из этого может получиться совместный курс, адаптированный под любую локацию. Современный образовательный онлайн-оператор может не только обучить и продвинуть блогера на новом рынке, но и стать для него полноценным партнером в процессе взаимодействия с незнакомой аудиторией.
Edtech по запросу
Современный мир образования, как и кадровый спрос на специалистов, зависимы от динамики внешней среды. Вряд ли кто-то из участников рынка может раз и навсегда сказать «мы нашли свою нишу и теперь у нас все хорошо». Компаниям важно иметь внутреннюю гибкость и уметь быстро адаптироваться к изменениям, быть способными в сжатые сроки перестроить операционную деятельность. Фактически современный edtech – это продуктово-сервисное пространство, сформированное под запрос слушателей и студентов.
Как следствие, многие edtech-игроки выходят на международные рынки и расширяют возрастные категории целевых аудиторий. Ведь даже в России, где пенсионный возраст считается «временем дожития», люди в 35 – 50 лет начинают задумываться о будущем и готовить себя к определенной трудовой независимости. Внутри edtech мы наблюдаем ярко выраженный рост популярности IT-курсов с разными специализациями, а также увеличение спроса на современные цифровые профессии, такие как диджитал-маркетолог, UX-копирайтер и др.
В рамках коллабораций с ведущими университетами появляется IT-обучение для детей, чтобы в дальнейшем программа классического высшего образования выбиралась абитуриентом более осознанно, после того как он уже попробовал свои силы в том или ином направлении будучи ребенком. Родители могут заранее оценить, насколько, к примеру, программирование ему интересно, есть ли потенциал. Такой подход помогает человеку сделать более осознанный выбор профессии в будущем.
Все на выход
В процессе выхода на зарубежные рынки крайне важно учитывать географические, законодательные, социально-экономические характеристики стран, специфика которых ярко проявляется в языковых и ментальных особенностях жителей.
Интересно, например, что в Юго-Восточной Азии технологии развиты на уровне европейских государств и выше, но клиентский запрос на использование этих технологий не успевает за прогрессом. Так, ещё несколько лет назад, запуская классическую платежную систему с иностранными инвестициями в Индонезии, я неоднократно наблюдал, как человек, стоя перед терминалом самообслуживания, не понимает, как пополнить счет мобильного телефона.
Локализация образовательного продукта и программного обеспечения должна учитывать особенности потребительского поведения и уровень технологического развития конкретной страны. В противном случае растет риск, когда потенциальный клиент просто не сможет понять ни интерфейс, ни целесообразность обучения в принципе.
Чтобы быть успешным на рынке edtech, нужно искать качественный и количественный баланс между инвестициями и гибкой операционной моделью, накопленной экспертизой и развивающимися предпочтениями клиентов, не бояться экспериментировать с форматами обучения и составом образовательных продуктов, включая сопутствующие сервисы, а также учитывать формат подачи материала для разных возрастных групп и степень подготовленности слушателя.