Запуск программы стажировки: как мы справились с проблемой поиска хорошего email-маркетолога
Опытом делятся коллеги из Out of Cloud.
Специалист в области email-маркетинга должен отвечать нескольким параметрам: быть хорошим организатором, оратором и менеджером. Для нас имеет значение и личность кандидата: он должен разделять нашу идеологию. На практике поиск нужного нам человека превратился в поиск иголки в стоге сена. После долгих попыток нашли выход.
Проблема: нехватка квалифицированных маркетологов
На рынке мнения о том, что отправка писем — это спам, уже нет. Маркетинг стал одним из механизмом качественного и мобильного способа доносить нужную информацию заинтересованным клиентам. Это не рассылка, это коммуникация и польза для конечного получателя.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Несмотря на то, что индустрия развивается столь стремительно, нехватка кадров ощущается с каждым годом острее. Связано это с переходом большинства компаний на онлайн-платформу общения с клиентом. Не обязательно ходить в магазин, чтобы купить необходимые товары, если сделать это можно в интернет-магазине. Отсюда рост востребованности штатного сотрудника и спрос на услуги студий комплексного email-маркетинга. Отсутствие адекватных курсов, последовательных книг и обучающих уроков сказывается на профессиональном уровне: чаще всего кандидаты просто не стоят своих денег.
Получается замкнутый круг: новые email-маркетологи не приходят, потому что им негде учиться и не на кого равняться.
Из такой ситуации два выхода
Первый — это надеяться на авось, брать неоправданно дорогостоящего маркетолога и переучивать его. Такой стратегии придерживались долго, но результат себя не оправдал.
Эта стратегия не сработала по четырем причинам:
- Брали ребят с опытом, который в итоге и мешал им расти. Спецы в Е-коммерс не справлялись с задачами по B2B-клиентам и наоборот;
- Опыт мешал впитывать новые знания в нужном темпе. Это не давало влиться в работу, выполнять поставленные задачи на нужном уровне;
- Опытных email-маркетологов не хватало под наши потребности. Новые клиенты появлялись, а хороших специалистов в таком количестве не было. В ускоренном режиме вырасти и охватить всех клиентов мы не смогли бы;
- Завышенные зарплатные ожидания кандидатов. Мы не можем платить высокий фикс просто так, поэтому предлагали аналогичный прошлому месту гонорар или сдельную оплату при условии выполнения KPI. Многие не соглашались.
Второй выход — запуск собственных обучающих курсов для начинающих и перспективных специалистов. Ребят без опыта, но с огнём в глазах. Для нашей команды это оказалось верным решением, так как оно отвечает сразу нескольким критериям отбора. Этот вариант мы и выбрали.
Принципы обучения
- Бесплатное для нас. Мы не платим стажёрам во время практики;
- Полезное для компании. У нас есть потребность в новых специалистах, которую мы удовлетворяем;
- Универсальное. В независимости от того, из какой бы области ни пришел стажёр, он мог бы вникнуть в тему и погрузиться. Обучение людей любого уровня подготовки и различной специализации;
- Полезное для наших текущих специалистов. Чтобы стать мастером своего дела, вырасти как профессионал и повыситься в должности, каждый менеджер в нашей компании должен воспитать двух ассистентов, довести их до уровня полноценного менеджера.
Решение: запуск собственной стажировки
Выбор программы обучения
В первую очередь, нам нужно было определиться с формой и программой обучения. Выбор у нас велик: это интенсивы, удалёнка, погружение в индустрию за несколько месяцев или двухнедельная продуктивная работа с кандидатами.
Перед нами встала задача организовать доступные курсы для начинающих специалистов в сжатые сроки: бесплатное обучение основам email-маркетинга, account-менеджмента и тимлидинга.
Такая стажировка должна привлекать новых людей в индустрию, быть востребованной для нынешних маркетологов и полезной для нашей команды.
Именно для нас имели значения следующие критерии:
- Возможность познакомиться с кандидатом лично;
- Возможность наблюдать и участвовать в обучении и работе;
- Перспектива работы в нашей команде, а значит готовность к переезду или проживание в Москве.
Первым делом мы рассмотрели вариант с удалённым обучением. Такой вариант нам подходит меньше всего, но сразу отсекать мы его не стали. Плюсы онлайн-обучения:
- Гибкость. Обучение участников происходит в индивидуальном режиме и в удобное для них и нас время;
- Географическая доступность. Мы можем проводить такие курсы для тех, кто живет в Москве, Самаре или на Камчатке.
На примере онлайн-курсов Email Soldiers, Sendpulse и Convert Monsters стало понятно, что привлечь людей мы сможем со всей России, но глубокого погружения в тему не получится.
Главными минусами такой программы стали:
- Отсутствие прямого общения между командой и кандидатами;
- Отсутствие совместного брейншторминга и коллективной работы;
- Небольшой процент кандидатов из других городов будет готов к переезду в Москву после успешного прохождения стажировки;
- Недостаток практических занятий и бесконтрольность обучения.
За онлайн-обучением мы рассмотрели интенсивы. Ребята из MyAcademy, ИКРы и Нетологии регулярно такие курсы проводят по выходным и просят за них от 20 000 рублей.
Мы попытались выделить плюсы:
- Существенная экономия времени.
Но минусов оказалось больше:
- Такие курсы нужно проводить по выходным;
- Провести бесплатным такой интенсив не получится. За проведение занятий придется заплатить внешним лекторам или нашим специалистам из команды;
- Сжатые сроки не позволяют детально рассмотреть все аспекты маркетинга в теории;
- Не остается времени и на практику;
- Нет возможности познакомиться с кандидатами лично.
Вариант с длительным обучением подходил нам по следующим причинам:
- За такой период можно прокачаться до уровня старшего специалиста;
- Мы успеем понять, насколько кандидат подходит нашей компании.
Был и минус:
- Процент людей, готовых бесплатно работать такой длительный срок, слишком мал, а платить стажёрам за их обучение мы не готовы.
Поэтому вариант с длительным и доскональным изучением пришлось исключить.
Самым практичным вариантом оказалась двухнедельная стажировка. Что можно успеть за такой срок?
- Раскрыть основную теорию и показать практические азы;
- Узнать стремления и настрой кандидата, увидеть его в различных ситуациях.
Мы потратим две недели вместо трёх месяцев и добьёмся поставленной цели.
Поиск кандидатов и составление программы обучения
Мы решили подготовиться к стажировке досконально. Обработали и создали базу знаний, сделали список задач, продумали план на каждый день.
Начали мы с построения программы обучения: домашняя теоретическая обработка и командная отработка навыков.
Основной блок необходимых To-Do мы собрали в Basecamp: разбор интересных кейсов, введение в теорию, подборка видео-материалов и скринкастов находится в открытом доступе и разбирается дома. Всю коллективную работу, обратную связь, мозговой штурм и выступления штатных специалистов мы вынесли в офис.
To-Do list: пример теоретической части стажировки
Обучались стажёры по разработанной заранее программе. За основу мы взяли регистрацию полученных знаний посредством зачётной книжки.
Каждый блок и подраздел мы вынесли в отдельную тему, которую нужно было изучить, отработать и закрепить. В зачётке стажёры помечали пройденные или сложные в постижении темы. Каждую тему мы разделили на уровни по сложности:
Динамика обучения видна наглядно, что позволяло нам при необходимости корректировать программу. Распорядок как в армии. Все приходят к 10 утра, далее краткий брифинг и начало дня.
Критерии отбора стажеров
Мы рассматривали кандидатов и с профильным образованием, но не выделяли обязательное его наличие.
Критериев отбора два: наличие начального опыта и горящие глаза
Главными двигателями карьерного роста выделили:
- Личную мотивацию;
- Конкуренцию внутри команды.
Поэтому набрать мы решили сразу нескольких кандидатов, дав им возможность посоревноваться.
Основным потоком поиска стажеров стали социальные сети. Привычный в поиске HeadHunter не помог — это агрегатор поиска работы, а не стажировок. Виталий Александров, директор агентства, разместил пост в Facebook, после чего полетели отзывы и письма от кандидатов.
Ещё один хороший и продуктивный канал поиска стажёров — платформа Grintern. Сервис предполагает целенаправленный поиск стажировок в различных областях, на любой срок и на разных условиях. Платформа хороша тем, что ею пользуются стажёры, заинтересованные в обучении и росте внутри компании, а нам именно такие и нужны.
Звонки, переписка по почте и встречи сделали своё дело. Путем долгих проб, ошибок и сравнений мы нашли претендентов на программу обучения.
За неделю поиска кандидатов в Grintern вакансию о стажировке посмотрело 2 000 человек. Обратных откликов и сопроводительных писем пришло 56. Отобрав из них 10 наиболее подходящих кандидатов, мы созвонились с ними. По итогам разговора, семерых пригласили на личное собеседование.
В итоге на первый поток одновременно взяли пятерых стажёров, один из которых сошёл с дистанции на второй день, и ещё один — на третий день.
Кстати, ни у одного из них не было профильного образования или аналогичного опыта — до этого они работали в совершенно других областях.
Такие кандидаты подошли нам больше, чем с опытом и знаниями. Сказался рабочий опыт, который превалировал над профессиональными навыками. Все стажёры кардинально изменили профориентацию: кто-то покинул высокий пост в банке, кто-то ушёл из полиции. Это сыграло только в плюс.
Предполагалось, что в команду попадут наиболее успешные стажёры. Они определятся посредством промежуточных зачётов и финального тестирования. Промежуточных зачетов было четыре, состояли они из тестовых заданий, которые после детально обсуждались на брифингах. Например, пройти программу по кодированию или дизайну.
Финальное тестирование проходило в онлайн-режиме около двух часов. Оно состояло из пяти больших блоков:
- Аккаунтинг;
- Маркетинг;
- Технические вопросы;
- Работа с текстом — копирайтинг;
- Управление проектом.
Чтобы не осталось никаких пробелов, мы разделили вопросы на две части: открытые и закрытые. Открытые предполагали самостоятельный развернутый ответ на вопрос, как на экзамене в институте. Закрытые вопросы — тестовые с несколькими вариантами ответами.
Не сдал финальный тест — не получил диплом
Для успешной сдачи помимо теории нужно было выполнить поставленные задания, разобраться в кейсах и показать свои навыки на практике.
От теории к практике: как проходила наша стажировка
Стажёры две недели по 5 часов в день находились в офисе: участвовали в разборе существующих кейсов, предлагали свои варианты решения. Самые востребованные и сложные теоретические части разбирались в команде: наш специалист раскладывал по полочкам все тонкости индустрии. Ребята смогли поговорить с дизайнерами и программистами, покодили и отправили свою первую email-рассылку из Mailchimp по тестовой базе.
Тестовое письмо стажера
Маркетолог не занимается отдельным блоком, он руководит командой копирайтеров, разработчиков, дизайнеров, стратегов и аналитиков.
Главная задача маркетолога — организовать правильный ритм работы команды и найти общий язык с клиентом. Поэтому мы не просто обучали, но прокачивали стажеров сразу в трёх областях:
- Email-маркетинге;
- Account-менеджменте;
- Управлении командой.
Всё это и было заложено в обучающем курсе и сборнике необходимых To-Do. Мы понимали, что у каждого из наших стажёров разный уровень подготовки, свои сильные и слабые стороны, поэтому старались заложить максимальное время на разжёвывание теории и отработку на практике.
Мы позаботились об обратной связи: HR и руководитель группы всегда были на связи, подключали и штатных специалистов, чтобы давать развернутые ответы.
Первый поток: итоги и улучшения
В итоге из первой пятерки стажёров двое попали в команду Out of Cloud на позицию «Ассистент специалиста по маркетингу». Все прошедшие обучение в Out of Cloud получили диплом, в котором прописаны задачи, которые они выполняли, знания, которые получили. Такой диплом может помочь устроиться в компанию по позицию помощника email-менеджера либо начинающего email-маркетолога.
Диплом стажера
Мы и в дальнейшем планируем проводить такие программы.
Первый опыт показал, что программу нужно дорабатывать. В первую очередь, расширить теоретическую часть:
- Разбить блоки на более детальные темы;
- Уделить больше времени самостоятельной работе;
- Подготовить больше готовых интересных кейсов;
- Разнообразить практику: базис заготовленных заданий и стандартизированных проблем, с которыми может столкнуться специалист.
Самое важное в работе со стажёрами — чёткий тайминг и ежедневные брифинги по утрам. В будущем мы дополним программу подробным расписанием, чтобы свободного времени не оставалось совсем.
Увидели недочёт и в своей работе. Что-то мы уже делаем на автомате, не задумываясь о механике. Стажёрам каждое действие нужно объяснять детально и показывать несколько раз.
Возможно, мы пригласим внешних лекторов и запустим курсы для тех, кто уже в теме, и хочет прокачать свой уровень.
На достигнутом мы останавливаться точно не будем.
Источник публикации: блог Out of Cloud.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Если у вас есть, что дополнить — будем рады вашим комментариям. Если вы хотите написать статью с вашей точкой зрения — прочитайте правила публикации на Cossa.