«Cлово из трёх букв — cамый популярный вопрос нашей Ольге Владимировне». Создаём чат-бота самостоятельно
Не проще ли взять готового бота? Рассказывают Дмитрий Богданов и Александр Сергеев из студии «Ривелти».
|
|
Дмитрий Богданов
Генеральный продюсер студии «Ривелти» |
Тема развития искусственного интеллекта сегодня волнует многих. Узких специалистов, отмечающих активные тренды в сфере развития общества и социальной коммуникации. Широкую публику, находящуюся под впечатлением от просмотра футуристических фильмов. Один «Мир Дикого Запада» чего стоит.
Команду «Ривелти» манят и будоражат инновационные горизонты. Ведь наша сфера — корпоративные инструменты: фильмы, ролики, мультфильмы, разные интерактивные штуки, интранет. Мы ужаленные и привыкли постоянно что-то придумывать для клиентов, и вот недавно кто-то из наших предложил — будет здорово поселить на нашем сайте бота, чтобы он общался с посетителями. Потенциальные клиенты будут задавать вопросы и получать ответы, ссылки на наше портфолио и блог; бот сможет осознанно показывать картинки и видеоролики.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Сказано — сделано.
Для начала мы изучили рынок, где нам немедленно предложили готового бота за 350 000 ₽. Но, во-первых, не хотелось тратить такую сумму на вольный эксперимент, а, во-вторых, наш ИТ-отдел сказал, что всё запилит за три дня. По факту дней вышло 15 — чего уж говорить, прогнозирование не наш конёк. Вся разработка обошлась в 57 тысяч рублей — без учёта и оценки времени, ушедшего на пополнение словаря.
Выбор технологической платформы
|
|
Александр Сергеев
Руководитель ИТ-отдела студии |
Решившись на эксперимент, мы сделали первый шаг: стали искать технологию, на базе которой будем вести разработку. Быстро отсеяли несколько вариантов, требующих использования лингвистических процессоров — что, в свою очередь, сильно усложнило бы и растянуло весь процесс. Технологически мы создали бота прямо на Битриксе — недолго думая, написали его внутри сайта, который работает у нас на этом движке.
Образ
|
|
Дмитрий Богданов
Генеральный продюсер студии «Ривелти» |
Алиса, голосовой помощник Яндекса, на момент создания нашего проекта ещё не рассказывала сказок всем желающим... Когда мы взялись размышлять над имиджем будущего бота, мне как-то сразу привиделся образ взрослой женщины — доброжелательной, но острой на язык. Что-то в ней было от Фаины Раневской и моей учительницы по географии Марии Анатольевны.
Так появилась Ольга Владимировна, которую мы называем по-домашнему фамильярно — О.В. Персонаж немного пародийный. Нестандартный. Словно Карлсон на фоне команды Суперменов.
Для начала наш художник нарисовал 16 эмоций: гнев, злость, раздражение, смех, смущение, удивление... Этими реакциями Ольга Владимировна и живет.
Далее мы добавили к умениям новорожденной, помимо возможности поддерживать разговор, способность выводить на экран визуальный контент — и теперь О.В. может показывать ролики и кадры из нашего портфолио.
Где разместить бота
|
|
Александр Сергеев
Руководитель ИТ-отдела студии |
Создавая бота для сайта, вы должны выбирать, где его «поселить». Мы тоже это решали. Выделить для О.В. отдельную страницу? Отвести для неё место на каждой странице сайта? А где — в подвале, шапке? В итоге поселили женщину на главной странице, но не в явном виде: О.В. спрятана под кнопку и периодически напоминает о себе.
Ботский словарь
|
|
Дмитрий Богданов
Генеральный продюсер студии «Ривелти» |
По статистике, за день с нашим ботом общается около 20–30 человек. Общение состоит преимущественно из ругани: самый популярный вопрос нашей Ольге Владимировне — слово из трёх букв. Было бы странно, если бы она не реагировала соответствующе. Мы с головой нырнули в русский матерный лексикон и вооружили О.В. новыми ценными знаниями. Я, чего скрывать, многое знал из Великого и могучего, но многое, как оказалось, нет. После изучения семантического матерного ядра мой мир уже не будет прежним. Теперь, если в общении с Ольгой Владимировной перейти черту, в ход идут хлёсткие конструкции. Самая невинная из которых — «залепи дуло».
|
|
Александр Сергеев
Руководитель ИТ-отдела студии |
Перед нами встал выбор: заставить Ольгу Владимировну понимать синонимы и сложные фразы или научить её достаточно простым оборотам и отдельным словам. Приняли решение начать с простых конструкций. Добавить немножечко интеллекта никогда не поздно.
Изначальный словарь содержал вопросы и соответствующие им ответы. Посмотрев немного на то, как это работает, мы модифицировали модель и добавили несколько вариантов вопросов, ответы на которые были идентичными. А чтобы нашим посетителям не было скучно при общении, добавили несколько вариантов ответов на один и тот же вопрос.
Все неизвестные запросы мы решили собирать в отдельный список с фиксацией количества повторений, чтобы потом оперативно его обрабатывать и постепенно обучать О.В. новым знаниям. И, конечно же, пришлось научить О.В. адекватно реагировать на что-то новое и неизведанное.
Тестирование, общение, развитие
Поначалу мы сами фантазировали и вручную прописывали вопросы и ответы. Далее протестировали результаты на нашей команде и, учитывая фантазию коллектива, неплохо обогатили словарный запас О.В. На сегодняшний день Ольга Владимировна умеет отвечать на 9,5 тысяч вопросов (что достаточно мало).
Затем я привлёк через Facebook 20 добровольцев, включая некоторых клиентов. Эти люди пообщались с Ольгой Владимировной и помогли ей расширить лексикон. На том же этапе вылезли разного рода технические моменты — например, некоторые наши тестировщики задавали вопросы со смайликами, которые бот не отрабатывал. Мы дописывали алгоритмы до тех пор, пока все не стало как надо.
На один вопрос у всякого уважающего себя бота заготовлено несколько ответов. Например, на ваше «Привет» наша Ольга Владимировна может отреагировать пятью разными способами: «Здравствуйте, приятно познакомиться», «Здравствуйте, добро пожаловать в „Ривелти“», «Здравствуйте, наш любимый посетитель» и «Я очень рада вас видеть».
Сейчас Ольга Владимировна понимает вопросы достаточно прямолинейные и короткие.
Дальнейшее пополнение её словарного запаса происходит (о ужас!) вручную — мы используем этот примитивный механизм, чтобы с минимальными затратами проверить интересность бота для посетителей сайта. Раз в неделю смотрим, о чём спрашивают ОВ: в отдельную директорию отправляются вопросы, ответов на которые О.В. не знает, и мы решаем, что из этого ей нужно, а что нет. Таким образом, каждую неделю наша Ольга Владимировна становится умнее.
Не бояться ошибаться
Задача на сегодняшний день — оценить жизнеспособность решения. Если мы увидим, что такой бот кому-то действительно нужен, он помогает аудитории и интересен ей — тогда, конечно, будем подключать нейросети и усложнять алгоритмы. Если поймём, что это просто наш фан — пусть тогда Ольга Владимировна остаётся такой какая есть. Мы всё равно её любим.
Ценный профессионально-философский опыт, который мы вынесли из этой затеи и который может быть полезен нашим клиентам, состоит в том, что ожидания не всегда совпадают с реальностью. Мы вот предполагаем, что аудитории интересно одно, а люди спрашивают совершенно о другом! Ольга Владимировна помогает нам обуздывать профессиональное эго и учит нас смирению и чистоте восприятия...
А ещё мы знаем, что она единственная в своём роде — ни у одной студии нашего сегмента такой штуки сейчас нет. Сегодня у нас в планах — интеграция бота с Фейсбуком и Телеграмом, общение в зависимости от погоды, настроения О.В. и прочих факторов. Быть может, когда-нибудь Ольга Владимировна сможет полноценно продавать наши услуги. Ну а пока вы можете сами с ней пообщаться — вот здесь.
Мы будем вам благодарны. Как вы поняли, общение делает нашу Ольгу Владимировну умнее и полезнее.
Читайте также:
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.