Нативный интернет-магазин для приложения ФК «Спартак». Как и зачем
Почему веб-версия магазина в приложении — это символ безысходности, и как сделать хорошо. Рассказывает Finch.
Несколько месяцев назад мы запустили магазин брендированных спортивных товаров и атрибутики в официальном приложении «Спартака». Интернет-магазин — место, где болельщики могут купить качественные сувениры и спортивную одежду. В магазине продаются только те товары, которые одобрены представителями спортивного клуба, никаких подделок и ерунды из AliExpress.
Ассортимент настолько широкий, что каждый найдёт для себя нужную частичку «Спартака», будь то футбольная форма всех цветов и размеров, PlayStation 4 с легионером на корпусе или нижнее белье с бордовой надписью FCSM.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
«Спартак» платит за преданность
90 минут на стадионе среди фанатов-берсерков, бесконечные кричалки вроде «Вперёд, Спартак, вперёд, родной, Москва всегда будет с тобой!», дымящиеся кровавым цветом фаеры — кажется, что у поклонников московского клуба есть всё, что нужно для весёлой жизни болельщика.
Не хватало только программы лояльности: помимо незабываемых эмоций и сорванных от крика голосов, за посещение матчей фанаты получают баллы — денарии. Они копятся на личном счёте в приложении. А магазин — это место, где их можно обменять на реальные товары.
Магазины в мобильном приложении футбольного клуба — это норма. Бренд должен быть готов к тому, что фанат в любой момент захочет купить вымпел себе в машину. Даже если у него нет машины.
Поэтому магазины есть у всех: от «Ярославля» до «Реала». Но ни у кого в футбольном мире нет нативных решений — все довольствуются веб-версиями. «Спартак» решил пойти против ветра и запустить магазин в приложении.
Почему веб-версия магазина — это плохо
Магазин отделён от приложения: в нём отдельный каталог товаров и корзина. Получается, внутри одного приложения живут две сущности, которые не ладят между собой.
И так устроено большинство магазинов, даже у самого дорогого клуба — «Реал Мадрида». Подобный формат отталкивает пользователей. Читай: бренд может потерять потенциальных покупателей.
В веб-версии нет двойной авторизации. Пользователь может быть залогинен в приложении, но для покупки в магазине ему нужно залогиниться снова. А иногда и третий раз — чтобы проверить статус покупки.
К примеру, в приложении «Барселоны» веб-магазин предлагает логиниться каждый раз, когда пользователь хочет купить товар. Даже самый терпеливый фанат после очередного запроса данных плюнет на покупку.
Веб-версия не адаптирована под разные устройства. Так как веб-вью — это неадаптированный сайт в телефоне, то и интерфейс у него соответствующий. Съезжают формы, не отображаются шрифты или картинки, а если зайти с iPad... лучше не заходите с iPad.
У тех же «Баварии» и «Боруссии» аналогичные проблемы. Пользоваться их магазинами неприятно. Кажется, что ты покупаешь товар на блошином рынке, а не у бренда с богатой историей.
Веб-вью — это медленно. Объём данных, которые передаются в нативном варианте, гораздо меньше. Достаточно сравнить скорость прогрузки магазинов «Барсы» и «Спартака». Каталонцы явно тормозят — главная грузится за 3-4 секунды, а каждый новый раздел занимает ещё 4 секунды. У нативного решения гладиаторов скорость составляет всего 2 секунды.
В России такие решения создают от безысходности — разработчики не знают, как подружить основную версию сайта на «Битриксе» и мобильное приложение. В результате от недостатка экспертизы создаётся плохое решение и страдает бренд.
Что умеет нативный магазин «Спартака»
Он полностью интегрирован с 1С, на которой работает сайт клуба.
Работники «Спартака» могут управлять магазином на сайте и в приложении из одной админки. Добавили товар — он появился и на сайте, и в приложении. Товар закончился на складе — пользователь не увидит его нигде.
У магазина есть хитрый контекстуальный поиск. Пишете «Кн...» — и видите список книг: от биографии звёзд «Спартака» до слёзных историй про футбол в СССР.
В нативном магазине можно продвигать определённые товары и категории, показывать состояние заказа и уведомлять пользователей, когда их частичка «Спартака» появилась на складе. А ещё администраторы могут отправлять пуш-уведомления про новые фигурки игроков основы, да и вообще любой товар. В веб-вью магазине ничего этого нет.
Мы грустим, когда к магазину в приложении относятся как к второстепенной заглушке. Мол, фанаты купят всё на сайте, а в приложении закажут товар разве что от скуки. В приложении «Спартака» мы создали полнофункциональный магазин: в нём можно найти, купить, оплатить и отследить доставку. Покупателю даже логиниться не нужно — мы узнаем его и автоматически авторизуем.
Приложение с магазином запущено на iOS и Android. Мы поработали над UI/UX и микроанимациями, адаптировав магазин под каждую платформу.
Результат
Нативный мобильный магазин для футбольного клуба — это не проект за миллионы долларов и месяцы мучений, а обычная задача для разработчиков, которые понимают, как работает мобайл.
После запуска приложения количество пользователей увеличилось на 23,6%, но сейчас приложение «Спартака» — это в первую очередь имиджевая история. Думаем, что в будущем клуб приложит все усилия, чтобы превратить его в полноценный бизнес-проект и стать флагманом на рынке спортивных приложений.
Пора и мировым клубам понять, что первыми на поле быть недостаточно. Нормальный сервис для фанатов — это не менее важно, чем сама игра.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.