Тренажёр для водителей Яндекс.Такси: дизайн с нуля до готового продукта. Читайте на Cossa.ru

02 июля 2018, 11:15

Тренажёр для водителей Яндекс.Такси: дизайн с нуля до готового продукта

С 2018 года Яндекс.Такси будет проводить инструктаж для водителей с помощью обучающих тренажёров. Продуктовый дизайнер Боб Тарасов рассказал о том, как их проектировали.

Задача

Когда новый водитель подключается к Яндекс.Такси, мы приглашаем его на инструктаж. Водители тренируются принимать заказы, строить маршрут, проходить фотоконтроль. В конце тренинга они сдают тест на знание города и стандартов сервиса.

Водители тарифа «Бизнес» проходят тренинг

Обычно водители приходят на инструктаж в водительские центры Яндекс.Такси. Они проходят тренинг с помощью приложения на планшете — это занимает двадцать минут.

Обучающее видео по Таксометру — приложению для водителей

Яндекс.Такси работает уже в 400 городах по России, и организовать собственный водительский центр в каждом городе сложно. Поэтому мы договорились с партнёрами-таксопарками, что будем проводить инструктаж в их помещениях.

Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона

Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585. ERID LjN8K1P7y.

Если просто отдать партнёрам приложение для тренинга, им придётся установить планшеты и подставки под них, найти дополнительную мебель. Мы хотели облегчить партнёрам жизнь: разработать обучающий тренажёр. Чтобы поставил — и пользуйся.

Нужно было придумать удобную «оболочку», в которую мы поместим планшет с приложением. Мы выделили несколько критериев к этому продукту:

  • удобство для водителя — никто не захочет проходить курс на двадцать минут стоя или сидя скрючившись;
  • лёгкость сборки — чтобы можно было перевозить в другой город, собирать и разбирать за час;
  • универсальность — чтобы встраиваться в любой офис;
  • прочность, безопасность, антивандальность.

Всё это предстояло упаковать в образ бренда Яндекс.Такси — минималистичный, дружелюбный и визуально приятный.

Исследование

Создавать продукт с нуля сложно. Чувствуешь себя как в чистом поле: есть только расплывчатые критерии удобства и прочности. Поэтому сначала ищешь, какие продукты в мире решают похожую задачу — это называется «сужать пятно неизвестности».

Мы искали фотографии тренажёров, обучающих планшетов и стендов на Pinterest, leManoosh и других ресурсах для дизайнеров. Анализировали конструктивные особенности продуктов: есть ли крепление к полу, регулировка высоты и другие фишки.

Когда рассматриваешь рабочие продукты — думаешь, какие элементы в них помогли бы решить твою задачу, а какие нет. Из этих наблюдений постепенно складывается собственная идея.

Идея

Мы «думали руками»: рисовали эскизы и анализировали каждый. Спрашивали себя, удобно ли такую штуку перевозить и комфортно ли человеку с ней работать.

Остановились на офисной капсуле со съёмным блоком. Она создаёт ощущение личного пространства, её можно брендировать, она аккуратная и выглядит приятно — напоминает переговорку в офисе.

Партнёрам мы отдаём капсулу целиком: она встраивается в любой интерьер и не требует дополнительной мебели. Кроме офиса её можно поставить в торговом центре, на парковке или заправке — если партнёры захотят использовать её для рекламы.

Тренажёр встраивается в любую среду

В водительских центрах Яндекс.Такси съёмные блоки поместят на обычные офисные столы, где сейчас стоят планшеты на подставке. Места для инструктажа станут аккуратнее.

Съёмный блок на офисном столе

3D-модель

Мы перенесли рисунок тренажёра в 3D-эскиз и внутрь капсулы поместили модель человека. Это нужно, чтобы подобрать тренажёру правильные пропорции.

Человеку удобно, когда ноги и руки согнуты под определёнными углами — они называются углами эргономики. В 3D-модели видно, какие пропорции должны быть у капсулы, чтобы углы эргономики соблюдались.

3D-эскиз

Тестирование идеи

Идею важно как можно раньше проверить на жизнеспособность. Может оказаться, что в теории всё работает, а людям капсула покажется неудобной.

Мы собрали макет капсулы из пенокартона, поставили его в офисе Яндекс.Такси и попросили коллег садиться туда по очереди. Передвигали подножку, сиденье и съёмный модуль — выбирали такое их расположение, чтобы и самым низким, и самым высоким людям было удобно.

Если бы оказалось, что нет таких пропорций капсулы, при которых комфортно и низким и высоким людям — пришлось бы искать другую гипотезу.

Тестируем капсулу из пенокартона в офисе

Мы убедились, что капсула удобна, подкорректировали её пропорции и заменили опору на сиденье — так людям разного роста лучше видно экран.

Разница между уровнями глаз у людей разного роста меньше

Цвет и фактура

Когда решены функциональные задачи и проверена гипотеза, можно продумывать цвет и фактуру в деталях.

Цвета подобрали в стиле нового визуального языка Яндекс.Такси. Они поддерживают цветовое кодирование: это значит, что цвета управляют вниманием пользователя.

Жёлтый торец показывает, с какой стороны садиться в капсулу. Перед водителем нет отвлекающих ярких цветов, чтобы он сконцентрировал внимание на обучающем экране. Стены внутри светлые: на их фоне водитель фотографируется для регистрации в приложении.

Основной цвет капсулы выбирали из цветов Яндекс.Такси. Чёрный цвет — тяжёлый, жёлтый — слишком кричащий. Поэтому выбрали белый, чтобы образ тренажёра был светлым и лёгким.

Капсула покрашена белой порошковой краской — её легко мыть. Для сиденья выбрали мягкий и немаркий винил.

Сиденья из винила

Место для документов и телефона маркировано красным, чтобы водитель случайно не забыл свои вещи.

Место для телефона и документов в съёмном блоке

На полу нержавейка с эффектом шлифовки. Материал легко моется, а декоративный эффект скрывает мелкие царапины, которые появятся со временем.

Рельефная фактура нержавейки

У съёмного блока модульная структура: если какая-то деталь перестанет работать или испортится, её легко отсоединить и заменить. Списывать капсулу целиком из-за поломки детали не придётся.

Внешний вид капсулы светлый и лёгкий, несёт в себе образ бренда — понятный, дружелюбный, технологичный.

Разработка конструкции

После цвета и фактуры детально продумали сборку. Для этого разделили капсулу на периметры и разбили на детали.

Собрать и разобрать конструкцию можно вдвоём — специальная подготовка при этом не требуется. В разобранном виде капсула не занимает много места, перевозить её легко. Элементы крепления спрятаны, чтобы капсула выглядела аккуратно.

Тренажёр в разобранном виде

Прототип и производство

На производство нужно съездить лично: на то есть несколько причин.

Во-первых, некоторые производственники халтурят: делают хуже и грубее, чтобы не усложнять себе жизнь. Поэтому важно самим посмотреть на оборудование: как оно работает с пластиком, как можно обработать деталь.

Во-вторых, производство всегда склоняет к технологическому упрощению, хотя дизайнер уже вычеркнул всё лишнее из концепции продукта. Нужно следить, чтобы конструкцию не упростили излишне и не исказили контуры. Это называется дизайн-надзор.

Тестируем материалы на производстве

На производстве мы решили изменить форму фронтальной панели съёмного блока. Нам не понравились её острые углы: если случайно заденешь, можно поцарапаться. Решили сделать контуры округлыми. Для этого нужно было обработать край — но так, чтобы производство не стало дороже. Сделали восемнадцать образцов, прежде чем форма стала безопасной и приятной.

Варианты углов съёмной панели

Тестирование в реальных условиях

Мы поставили тренажёр в водительский центр и пригласили водителей его опробовать. Звали разных: высоких и низких, пожилых и молодых.

Водители тестируют тренажёр

На этом этапе важно наблюдать. Не только спрашивать людей, удобно ли им, но и смотреть на их поведение. Иногда всплывают особенности пользовательских сценариев, которые сложно предвидеть.

Одна девушка заметила, что посадка в капсуле очень похожа на автомобильную. На вопрос «Что бы вы хотели добавить в объект?» она ответила, что здорово было бы сделать двери, лобовое стекло, мягкий свет и подлокотники. Мы поблагодарили её за идеи, но настоящую обратную связь дало её поведение, а не слова. Девушка прошла инструктаж без проблем, сидеть ей было удобно — даже в юбке. Значит, всё в порядке.

Размер тренажёра опять пришлось подкорректировать: мы переместили съёмный модуль и подножку на пять сантиметров вверх.

Сейчас мы пришли к серийному виду тренажёра и готовимся запускать массовое производство. Очень скоро он появится у многих наших партнёров-таксопарков в разных городах, где работает Яндекс.Такси.

Читайте далее: Foodfox превратился в Яндекс.Еду. Как мы создавали визуальный стиль нового сервиса

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is