О многозадачности и симбиозе. Как мы делаем телеканал и сервис по ремонту квартир
Рассказывает Андрей Мякин, сооснователь и операционный директор Тномера.
Много копий сломано в спорах о том, что такое настоящая многозадачность, вредна ли она для человека в общем и для продуктивной работы в частности. Одни утверждают, что многозадачность — это нормально, и одновременно вести два проекта — всего лишь дело привычки. Другие — что если делать что-то одно (и делать это хорошо), следует пустить на проект все свои силы.
Попробуем разобраться на живом примере.
Сперва — про инвестиции
Грамотно распределить между проектами нужно не только время, но и средства. Мы сразу разделили, какую роль в нашем проекте будет играть телеканал, а какую — сервис ремонта.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Стартовые инвестиции составили три миллиона евро: один вложили в ТВ, а два — в сервис.
Звучит довольно громко: 1 млн € на телеканал в то время, когда на эти деньги можно было создать полноценное медиа и продвигать его.
Но тут принципиальный нюанс: нет смысла создавать телеканал для того, чтобы он просто был. Он должен вписываться в общую канву проекта, в нём должна быть потребность. Ещё на старте мы определились, что хотим делать именно ТВ, а не медиа или канал на Ютубе — прежде всего потому, что рассчитывали создавать экспертный контент.
Канал продвигает сайт
В этом заголовке вы можете выделить «канал» как подлежащее, а «сайт» как дополнение. И наоборот — смысл не потеряется. В плане привлечения новой аудитории сайт и канал связаны и постоянно поддерживают друг друга. В наших соцсетях мы тоже пишем о канале и выходящих на нём передачах.
Почему именно телеканал
Здесь есть четыре главных задачи, с которыми телеканал справляется куда лучше, чем интернет-медиа при тех же затратах.
1. Доверие
Кто бы что ни говорил о рынке интернет-рекламы, количестве просмотров тех или иных медиа и тому подобном, факт остаётся фактом — в целом по стране люди всё ещё доверяют телевизору ощутимо больше, чем сетевым изданиям. Именно это доверие мы и хотим заработать, рассказывая людям о ремонте и о том, что это именно профессиональная область, а не хобби.
Конечно, забить в доме пару гвоздей или промазать раковину герметиком можно и самому. Но это не совсем ремонт. Ремонт в нашем понимании (которое мы и пытаемся донести до аудитории) — это сложный процесс, затрагивающий всю квартиру и требующий адекватного уровня профессионализма, навыков, опыта, качественного инструмента и комплектующих.
Мы хотим, чтобы люди поняли: если хочешь сделать качественный ремонт, то тебе нужен не знакомый, желающий подработать, или бригада из трёх человек, которые могут с одинаковым рвением класть плитку, проводить газ и копать огород, а команда профессионалов.
Сделанные нами ремонты снимаем на видео от а до я, чтобы зритель мог посмотреть весь процесс и оценить разницу между «было» и «стало». И снимаем мы этот процесс максимально прозрачно: зритель видит, что и как именно мы делаем, из каких материалов и в каких условиях. Это тоже формирует доверие к нам как проекту в целом и к нашим мастерам в частности.
2. Спрос
Телеканал самостоятельно формирует спрос, а не помогает получать новые заказы из спроса уже имеющегося. Это история с длинным прицелом — обычно у человека от мысли «Да, точно пора делать ремонт!» до непосредственного заказа этого ремонта проходит примерно полгода. Оно и понятно, это не в магазин за молоком сходить. И дело не столько в том, что надо потратить время на чтение отзывов о разных компаниях, выбрать нужную и так далее. Человек просто психологически не хочет спешить, решая важный вопрос. А вопрос ремонта, безусловно, важен.
Вот и получается, что где-то фоном у него была мысль о ремонте, он начал собирать интересующую его информацию, в том числе расширять свои познания, смотря наш канал. Всё это время он видит, что и как мы делаем, что делаем это хорошо, что каждый новый ремонт снова и снова доказывает нашу экспертизу.
В итоге, когда он точно решится на ремонт, он просто обратится к нам. Он нас знает.
3. Глобально и недорого
Люди, интересующиеся ремонтом, — это не какая-то узкая группа граждан, проживающая в определённой местности или имеющая конкретный личностный портрет. Ремонт актуален вообще для всех, от топ-менеджера из столицы до продавца продуктов из регионов. Это все люди, у них есть квартиры, а квартиры время от времени надо ремонтировать.
Вот и получается, что, строя бизнес на всю страну, мы бы потратили намного больше денег, чтобы продвигаться в каждом регионе. В Москве и области у нас сейчас только 8% аудитории, а телевизор есть у каждого.
4. Экспертный контент
К слову о том, почему не Ютуб и иные площадки. Там по-настоящему экспертный контент соседствует с любительским. А профессиональный ремонт — это не любительская область. То есть завести блог в соцсетях или канал на Ютубе может человек с любой компетенцией. Тогда как создание ТВ-канала — это довольно серьёзный фильтр для показа именно экспертной позиции.
Бизнес-модель
На старте мы вложили в канал 1 млн евро и отсняли 100 часов уникального контента. При этом канал не продаёт ремонт напрямую — это слишком сложный продукт, чтобы его продавать, но можно формировать новое отношение людей к ремонту.
Мы никогда не задумывали канал как телемагазин. Да, мы рекламируем производителей материалов, с которыми у нас выгодные партнёрские условия, но это не селинговая модель. Мы смотрим в сторону развития канала, а не его самоокупаемости (несмотря на то, что он довольно самостоятельная часть проекта).
Путь к самоокупаемости в случае такого канала — это телемагазин и прямая реклама. Нам это, во-первых, неинтересно. А во-вторых, это явно расходится с планом сформировать доверие у аудитории.
Продвижение, аудитория и контент
Как я уже говорил, канал и сайт меняются аудиторией. Есть ещё продвижение через операторов платного телевидения, видеоанонсы внутри сетей-вещателей и бесплатная трансляция нашего эфира на Ютубе и Яндекс ТВ.
Смотрит нас примерно 20 млн человек, абоненты крупнейших кабельных и спутниковых операторов. Пока сложно считать популярность конкретного сюжета или раздела. Судим по обратной связи в соцсетях и реакциях на Ютубе. Средний возраст аудитории — 25–60 лет (ядро — 20–40). Женщин, кстати, немного больше, 55% против 45% мужчин. Если говорить о примерном социальном портрете, то это активная часть населения с доходом выше среднего, потенциальные потребители услуг в сфере ремонта и благоустройства дома.
Один из главных плюсов того, что у нас сразу два проекта: контент мы создаём как раз благодаря сервису. 100% всего, что мы транслируем, сделано и снято самостоятельно. Никаких переводных передач.
И это не просто безостановочный поток видео про то, как мы делаем ремонты, — у нас 28 циклов программ различных ТВ-форматов. Есть небольшие ролики с полезными советами и лайфхаками (до 4 минут), есть интервью с известными людьми, экскурсии по их домам. Передачи ведут в большинстве своём сами строители, дизайнеры и архитекторы. Весь список программ можно посмотреть тут. И вещаем мы 24 часа в сутки.
Мы постарались сделать так, чтобы каждый нашёл для себя на канале что-то интересное. И молодые семьи, и женщины, и мужчины, и люди в возрасте — контент есть для каждого.
Есть специальный цикл «Ремонт в деталях» — каждый выпуск посвящается конкретному этапу работ. Рассказываем, на что стоит обратить внимание при приёмке таких работ, чтобы потом не возникло неожиданностей. Есть ещё передача, гостям которой довелось столкнуться с неудачным ремонтом, мы их консультируем или решаем проблемы. Зрители охотно смотрят передачи про ландшафтный дизайн, обустройство дачных участков, строительство бань и беседок.
В России сейчас существует несколько каналов, целиком посвящённых какой-то одной тематике (DIY, дачи), но там процентов 80 — это переводные материалы с западных каналов. Выходит, что мы — единственный в стране сервис, который создаёт уникальный контент про ремонт.
Резюме
В рамках такой модели одновременно развивать телеканал и заниматься сервисом получается вполне неплохо. Фактически это один большой проект с двумя разными направлениями, при этом сервис ремонта обеспечивает для канала постоянный приток свежего контента, а канал — формирует новое представление о ремонте у зрителей, благодаря чему продвигает и сам сервис. Это симбиоз, где один проект поддерживает второй, а не просто два разных проекта, каждый из которых оттягивает на себя твоё внимание и ресурсы.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.