Кейс RocketSales: как построить отдел холодных продаж. Часть 2
Тонкости организации отдела холодных продаж. От плана к результату.
Продолжение кейса о том, как построить современный отдел холодных продаж с нуля до первых результатов. Первая часть здесь.
***
В прошлый раз у нас уже сложилось понимание, как отобрать эффективную базу и как организовать работу холодных продаж в CRM-системе. Теперь обратимся к разбору вопросов: кому и как в этом процессе работать.
Как я уже рассказывал, мы начали работу отдела продаж по одноступенчатой модели. Найти кандидата было очень сложно. Люди выходили на 2–3 дня, понимали, что это «не моё», и уходили, а брать дорогих профессионалов с рынка мы не хотели.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Это был самый серьёзный затык. За всё время мы нашли только одного человека на полный день, который показывал удовлетворительные результаты и стабильно работал. Ситуация была довольно критичная, мы не могли набрать нужные обороты.
Мы решили полностью изменить подход. Первое, что мы сделали — это разделили холодные продажи на 2 ступени: квалификация и продажи. Продажи решено было передавать в существующий отдел продаж, а на квалификацию начали приглашать кандидатов на совмещение и другие варианты. Эффект был поразительный.
Поразительные открытия.
- Самый эффективный показатель человека на полный день был средним для человека, работающего на полставки (4 часа).
- Работа «на телефоне» на неполный день была понятнее соискателям и хорошо ими воспринималась.
- На вакансию откликались адекватные люди, готовые к такой работе.
В результате мы буквально за неделю выстроили очередь из соискателей.
После подбора персонала самый важный этап — запуск звонков. Для этого необходимо:
- база (есть);
- телефония (есть);
- скрипты.
Если вы сомневаетесь в эффективности скриптов — посмотрите это видео:
Наши скрипты доступны прямо в amoCRM при помощи интеграции с сервисом HyperScript (аналогичные сервисы — «Скрипт Дизайнер», «КоллХелпер etc»).
Настроенный сценарий скрипта появляется прямо в карточке сделки amoCRM:
Оператор выбирает скрипт, и он появляется в виде модального окна прямо поверх сделки:
Запись прохождения скрипта фиксируется в формате примечания вместе с записью разговора.
Пару слов о телефонии — обязательно позаботьтесь о том, чтобы при перезвоне на ваш номер звонки не попадали в другие отделы, воронки, а лучше вообще шли вникуда. Иначе начнётся хаос.
Наши операторы получают ФИО и почту ЛПР в 10–15% случаев. Соответственно, отдельным блоком работ является сбор контактов ЛПР для дальнейшей конверсии во встречу или участия в вебинаре.
Секретари и административный персонал хорошо дают информацию о руководителях, если понимают, что вопрос важный и находится явно вне рамок их компетенции. Или они не хотят с ним связываться. Ниже пример общения через онлайн-чат на сайте.
Секретари отлично определяют работу по скрипту. И заворачивают. Используйте нестандартное и живое общение (его тоже возможно зашить в скрипт). Или общайтесь через каналы, в которых не привыкли отрабатывать «холодный контакт».
Время коснуться функций руководителя отдела холодных продаж.
Его функционал:
- обеспечение количества лидов;
- обеспечение качества лидов.
Все остальные показатели инструментальные и формируются как шаги для достижения этих целей:
- конверсия на разных этапах;
- количество звонков (эффективных/неэффективных);
- время в эфире;
- и другое.
Для выполнение ключевых показателей есть два пути — повышение активности и повышение эффективности. Посвятим этому минуту простой математики.
Допустим, вам дано две переменных: X (активность) и Y (эффективность). Произведение двух переменных даёт R (результат):
R = X*Y
Допустим, вы работаете с условной активностью X=1 и эффективность Y=1, в данном случае R=1:
R = 1*1 = 1
Когда начинает расти какой-то показатель, растёт и результат, причём, если растут оба показателя, результат растёт очень значительно:
R = 1*2 = 2
R = 2*2 = 4
Математика проста, следовательно, задача увеличивать активность и эффективность работы. Разобьём эти показатели на эмпирические рычаги влияния.
Как увеличивать эффективность:
- улучшать базу для обзвона;
- делать скрипт более конверсионным;
- найти более качественных людей или лучше обучить существующих (как говорил ранее, у нас сотрудники на 4 часа делали столько же, как и сотрудники «полного дня»);
- следить за соблюдением скрипта (иначе система становится неуправляемой).
Как увеличивать активность:
- найти больше людей;
- довести больший план звонков;
- автоматизировать ручной процесс;
и так далее.
Если один из показателей становится ниже — то он роняет результаты. Не стоит ждать результатов, если некому звонить. Или если скрипт содран с первого сайта в сети и не адаптирован. Сделать так, чтобы активность и эффективность росли, а не падали — основная задача руководителя, а его конечный продукты — качественные лиды.
Какие конкретные KPI будут доведены до операторов или менеджеров по продажам, решает руководитель. Главное, чтобы достижение этих целей было этапом на пути к качественным лидам.
Мы такими показателями считаем: общее время в эфире, количество звонков, количество квалифицированных лидов. Их легко контролировать в нашей amoCRM путём базовой отчётности.
Количество и продолжительность звонков:
Количество квалифицированных заявок:
Несмотря на то, что все основные показателе KPI можно получить непосредственно из CRM-системы, каждый оператор в конце рабочего дня заполняет стандартную форму отчёта.
Данные из отчёта менеджера сводятся в таблицу Google. Ежедневный отчёт каждого сотрудника о своих собственных показателях даёт полезный эффект — все операторы точно видят свои ежедневные показатели и понимают, насколько они близки/далеки от ожидаемых, и стремятся показать хорошие результаты.
Чувство ответственности возникает, когда своими руками заносишь цифры. Можно назвать это элементом нематериальной мотивации.
Это «ручной» прототип для разработки автоматизированной панели мониторинга, которая будет вшита в amoCRM. Мы считаем правильным отточить показатели в бумажном формате, а когда они станут более или менее стабильными, уже заказывать внутреннюю разработку отчёта внутри нашей CRM.
Аналогичный путь мы прошли в отделе экспертных продаж, теперь основные показатели выручки транслируются на отдельный экран.
Резюме
- Выстройте очередь из соискателей. Ищите соискателей самостоятельно, не надейтесь только на входящий трафик. Звоните «вхолодную»).
- Если ваша модель позволяет, задумайтесь о сотрудниках на частичную занятость — на звонках они очень эффективны.
- При настройке телефонии убедитесь, что перезвоны из холодной базы не уйдут на другие отделы.
- Создайте скрипт. Просто сделайте, по-другому никак.
- Выходите на ЛПР нетривиальными способами — попробуйте онлайн-чаты, соцсети, незаезженные истории.
- Контролируйте активность и эффективность в релевантных для вашей модели показателях.
- Ежедневно собирайте отчёты.
Шаг 4. Результаты
Самый короткий шаг. Кто пробует, делает и старается — у того всегда получится!
Резюме
- Сформируйте портрет целевого клиента, укажите признаки, по которым компанию можно квалифицировать как целевую.
- Качество базы — один из главных залогов успеха, можно найти базу на 99% состоящую из целевых клиентов. Работайте над поиском такой базы.
- Если нет качественной базы — занимайтесь массовой квалификацией.
- Общедоступные базы — весьма актуальные.
- Постройте воронку/воронки продаж в зависимости от вашей модели холодного направления.
- Холодные перезвоны не должны отвлекать других сотрудников.
- Звонить в компанию надо несколько раз (особенно если база качественная).
- Выстроите очередь из кандидатов.
- Может так получиться, что временные сотрудники круче постоянных, удалённые — локальных.
- Скрипты нужны обязательно. Точка.
- Руководитель должен качественно работать с активностью людей и эффективностью инструментов.
- Проще выходить на ЛПР через бухгалтерию, HR, сайт. Хотя, если спрашивать просто напрямую в 10% случаях вас без проблем соединят с ЛПР.
- KPI сотрудников в холодных продажах в основном связаны с активностью, точностью следования скрипту и количеству лидов.
- Эффективность всего отдела или направления нужно оценивать в количестве и качестве лидов.
- Отчёты важно заполнять вручную от самих менеджеров — даже если их можно получить автоматически. Если вы ежемесячно тратите кругленькую сумму на переделывание автоотчётов — соберите сначала весь процесс на «автоматизированной-бумаге» — Google Таблицах.
Надеюсь, наш опыт поможет вам организовать холодные продажи, не наступая на некоторые грабли. Нам они стоили более 300 тысяч рублей до первого результата.
Хороших вам продаж!
Рекомендуем:
- Кейс RocketSales: как построить отдел холодных продаж. Часть 1
- Аудит отдела продаж перед внедрением CRM: главные шаги
- О поиске лидов, или Почему вас не свяжут с отделом маркетинга
- Обучить отдел продаж. 15 способов, проверенных на практике
- 2,5 млн маржи ежемесячно: как за год построить результативный отдел продаж
- Как «Биплан» отказался от продавцов и только выиграл
- Что, если кто попало будет оценивать звонки менеджеров по продажам
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.