«Мы в Эрмитаж и к вам»: как соцсети помогли запустить производство галстуков-бабочек в Санкт-Петербурге
Рассказывает Татьяна Мартынова, соучредитель магазина-мастерской Чинаски. Текст подготовлен в рамках партнёрского проекта с ПАО Сбербанк.
В 2014-м году мы — Таня и Валя — решили начать свой швейный бизнес. Бизнес не совсем обычный: мы решили шить галстуки-бабочки.
Продать барабан, купить машинку, открыть группу
Этот проект начался с огромного желания начать шить. Валя тогда мечтала о швейной машинке, но денег на неё не было. Чтобы купить машинку, ей пришлось продать африканский барабан, который на день рождения подарили.
Зато, получив машинку, за первую ночь Валя извела две занавески, перешила рубашку и просто строчила всё подряд.
Идея с бабочками возникла стихийно. В клубе, где мы работали, была тематическая вечеринка «Все в бабочках», и мы решили сшить бабочки для всего персонала. Просто принесли и подарили. Гости клуба стали спрашивать, где можно купить такие бабочки, и персонал рассказывал про нас. Так мы стали немного известнее, открыли группу ВКонтакте, сделали визитки — и стали продавать бабочки.
Две зарплаты и все друзья — на бизнес
На старте, когда мы шили дома, особых сложностей не было. Всё началось с решения открыть офлайновый магазин: тогда пришлось изобретать всё на ходу: от технологии пошива до торгового оборудования, потому что подобных магазинов в России не было, ориентироваться было не на кого.
И, конечно, у нас не было стартового капитала. Тогда мы скинулись двумя зарплатами (по 30 000 рублей) и шагнули в светлое будущее.
Представляете, как 5 лет назад все родные и знакомые крутили у виска, когда мы говорили им, что открываем магазин галстуков-бабочек? Но, так как у нас не было денег на рекламу, то эти же знакомые и друзья помогли миру узнать о нас. Мы написали ВКонтакте пост о том, что открываем магазин, и попросили всех, кого знали, им поделиться. Благодаря этому на открытии мы окупили половину своих вложений!
Сейчас у нас есть этот магазин с открытой мастерской + мы открыли ещё одно отдельное производство и теперь можем шить заказы покрупнее. Например, в преддверии 8 марта мы поставили новый рекорд и сшили 5000 солох (это такие повязки на голову в стиле пин-ап) для «Улыбки Радуги», и сделали это за 6 дней.
А заказы разлетаются по всей стране. На карте России уже нет белых пятен, куда бы мы не отправляли посылку. А вот в мире пока мало где есть наши бабочки: Англия, Испания, Эстония, Италия, Бельгия, Франция, Финляндия, Латвия и Литва и, пожалуй, всё.
Мы пока не достигли того уровня доходности, которого нам бы хотелось. И до сих пор мы тратим больше на развитие, чем получаем. Но это так затягивает...
Помощь клуба
В 2016 году мы решили принять участие в конкурсе «Я — бизнесмен», который проводит сервис Контур.Эльба. О конкурсе мы знали с самого его начала, так как пользовались этим сервисом для ведения бухгалтерии, но никогда не успевали снять ролик о себе. А в тот год мы решили, что нам пора развиваться, на открытие производства нужны были деньги, которые накопить не получалось.
Решение было принято, и ролик был снят. Дальше мы поняли, что уповать на выбор жюри не стоит, так как выберут только одного победителя, а достойных ребят было очень много. Поэтому мы решили, что можем в случае чего претендовать на 200 000 рублей, которые давали в номинации «Выбор зрителей». Мы сделали посты во всех наших социальных сетях — и понеслось!
Нам писали тысячи людей! Они говорили, что уже проголосовали и ещё попросили отдать голос всех своих родственников и друзей. А завтра идут на свадьбу и попросят всех гостей!
О нас рассказывали коллегам по работе и просто случайным прохожим, если человек работал продавцом где-то, то рассказывал о нас своим покупателям.
Да, было и такое. Мы взяли не только этот приз, но и получили новых покупателей!
До сих пор к нам приходят люди и говорят: «А я голосовал за вас». Мы не устаём благодарить всех наших покупателей, которые помогли нам тогда и дали настолько мощную поддержку, что её хватило ещё на пару лет работы.
Есть ли жизнь среди «бабочек»
Нам в этом году исполняется 5 лет, и до сих пор самый частый вопрос: «А что, бабочки действительно покупают?»
Но, вообще-то, изделие ручной работы — это эксклюзивность и статусность. Если у вас хороший и дорогой костюм, а бабочка не лучшего качества, то образ будет испорчен.
Шить, конечно, можно разное. Мы, кроме бабочек, шьём галстуки, подтяжки, солохи (повязки на голову для девочек), начали вязать носки. Но не уходим далеко от своей тематики и уходить не планируем. Согласитесь, невозможно делать 1000 дел и быть в каждом из них специалистом. Вы же никогда не обратитесь к врачу, который и окулист, и стоматолог, и кардиолог одновременно. Так и в любой сфере. Мы убеждены, что каждый человек способен найти сферу, в которой ему комфортно развиваться, и очень важно не потерять этот драйв.
Ведь если мы, кроме бабочек, начнем ещё шить, например, шубы, то магазин будет выглядеть как минимум странно :–)
А рынок на самом деле очень большой, у нас более 1000 конкурентов, но практически все — это домашние мастерские. У нас же есть специализированный магазин в Петербурге, на полках которого более 1000 галстуков-бабочек. И это, насколько мы знаем, единственный такой магазин в России. Поэтому к нам приезжают со всей страны. Некоторые так и говорят: «Мы в Эрмитаж и к вам».
Шить своё или продавать чужое?
Изначально нам хотелось что-то создавать. Поэтому мы начали шить. Когда ты делаешь что-то сам, то можешь отвечать за качество на все 100. Если посмотреть на рынок галстуков-бабочек, то поставщиков, способных поставлять качественные изделия в нужном объёме и в гарантированные сроки, найти практически невозможно.
Наши бабочки отличает трёхэтапный контроль качества и «идеальная симметрия», как говорят покупатели. Именно благодаря тотальному контролю качества за 5 лет мы практически не получали отрицательных отзывов. Да и выбор у нас действительно огромный — более 1000 вариантов, и это тоже особенность, которая нравится покупателям. Найти можно практически любой оттенок, а если не нашли, то можно принести свою ткань и через 15 минут получить готовую бабочку.
Готовое продавать, конечно, проще: закупил, сделал наценку и продавай. Так мы начали продавать носки, но поставщики начали подводить то с ассортиментом, то с качеством. Ты только разрекламируешь определённый дизайн носков, как его снимают с производства и деньги улетают в трубу. Поэтому в этом году мы приняли решение вязать их самостоятельно. Мы любим, когда все под контролем :–)
Двигатель торговли
Основная часть нашего продвижения — социальные сети. Сейчас в приоритете ВКонтакте, ещё мы начали развивать канал на YouTube. Пробовали AdWords и Директ, но не особо вышло.
Так получилось, что Таня у нас по образованию маркетолог, а Валя — журналист, поэтому мы всё делаем сами. Сами пишем посты, сами делаем фото.
Мы писали, как открывали магазин, как крутили полочки, как переезжали и с какими трудностями сталкивались, ещё тогда, когда это не было мейнстримом :–)
Стараемся быть предельно откровенными, и это очень помогает находить общий язык с подписчиками.
Используем все рекламные возможности, которые дают социальные сети. Наш продукт такой, что нужно постоянно искать новых покупателей. Ну купишь ты одну-две бабочки, а больше тебе и не надо. Коллекционеров с 20–30–50 бабочками мало :–)
Вторая большая составляющая — сарафанное радио, людям приятно о нас рассказывать, и это приводит к нам примерно 50% покупателей.
Пару раз о нас выходили статьи в журналах и газетах (Деловой Петербург, Фонтанка), были сюжеты на ТВ (канал Санкт-Петербург, канал 78), выходила реклама в бортовом журнале авиакомпании Руслан (если не ошибаемся). Но за это мы не платили и ничего ради этого не делали.
Наружную рекламу хотели сделать, но пока то мест свободных нет, то денег :–)
Так что, можно сказать, обходимся соцсетями и «сарафаном».
Настоящее и будущее
Сейчас мы переживаем тяжёлый период. В прошлом году продажи упали на 30% и отказываются не то что расти, но и вернуться на прежний уровень.
Мы впервые на себе почувствовали кризис, хотя слышим о нём немало. Когда мы открывались и ещё через год, много говорили о кризисах в экономике, но они прошли мимо нас :–) А вот про этот мы ничего не слышим, но остро ощущаем. Денег у людей стало гораздо меньше, и им уже сложнее принять решение в пользу покупки аксессуаров.
Ситуация была настолько критичная, что мы хотели закрыть магазин. Но люди писали, что без этого магазина и в Петербург поехать незачем, что скоро свадьба и куда же они за бабочками, и сами люди попросили нас поднять цены, но только не закрываться. Мы, к слову, цены не поднимали 4 года на тот момент, и это было первое повышение, на которое мы решились.
Благодаря покупателям мы сейчас можем верить, что у нас всё получится.
И нам приятно, что за столько времени мы не растеряли это человеческое отношение.
В этом году мы решили попробовать всё, что не пробовали раньше. Открыли канал на YouTube, хотим восстановить свой телеграм-канал, создали аккаунты на TikTok и Pinterest.
В планах пойти в регионы, мы пока не понимаем, будет это франшиза или просто оптовые продажи, вопрос решается прямо сейчас. На данный момент у нас есть 2 партнёра в Смоленске и Хабаровске, в планах в 2019 расширить этот список до 10 городов.
В этом году мы также пробуем работать через специалистов по рекламе, чтобы получить новые аудитории и, возможно, результаты, которых мы не достигнем сами.
2019 для нас — год выхода из кризиса, первый юбилей (21 апреля нам исполнится 5 лет) и сплошные эксперименты. Что будет дальше — неизвестно, но скучно точно не будет :–)
Рекомендуем:
- Как дизайн-студия заменила сайт заглушкой и выиграла от этого
- Сбербанк Бизнес Онлайн: что это такое и какая от него выгода бизнесу?
- «Совершенно очевидно, что Сбербанк для бизнеса уже больше, чем банк»
- «Банда умников»: как бесплатная рассылка про таблицу умножения дала отдачу в десять раз лучше, чем реклама
Текст подготовлен в рамках партнёрского проекта с ПАО Сбербанк.