Дистанционное обучение на «отлично»: как образовательные курсы и школы переходят в онлайн
Как перевести в сеть офлайн-обучение и сохранить штат сотрудников? Не угас ли интерес к онлайн-образованию на фоне затянувшегося карантина? Об этом и не только в статье Ирины Плаховой, контент-маркетолога CoMagic.
Количество бесплатных курсов и лекций в сети зашкаливает, но одни так и остаются закладками в браузере и репостами в соцсетях, а другие пользуются спросом и приносят организаторам прибыль. По данным Яндекса в апреле интерес к самообразованию пошёл на спад: кто-то, возможно, просто уже подобрал себе курсы, а кто-то осознал, что учиться удалённо не так удобно, как казалось ранее.
Мы проанализировали 119 сайтов клиентов CoMagic в сегменте «Учёба, образование» и увидели устойчивое снижение активности пользователей и количества заявок и звонков:
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
|
Динамика в марте по сравнению с февралем, % | Динамика в апреле по сравнению с мартом, % |
|
|
---|---|---|---|---|
Количество сессий | −27,47 | −23,52% | ||
Количество обращений | −39,23 | −26,84% |
Но в данной статистике мы не разделяем онлайн- и офлайн-занятия, тогда как разница может быть существенной.
Учитывая накал страстей, связанный с дистанционным обучением школьников, я провела опрос родителей в социальных сетях. Оказалось, практически половина на время карантина отказались от детских секций:
Новые секции спросом не пользуются, но желание продолжить ранее начатые занятия в онлайн-режиме достаточно велико.
Для статьи мы узнали у представителей детских школ и образовательных центров, как они переводили услуги в онлайн, с каким трудностями столкнулись и как отреагировали на новый формат их клиенты.
ROBBOClub.Ru: как перевести в онлайн 80% учащихся
|
|
Екатерина Экало
Директор по франчайзингу международной сети школ робототехники ROBBOClub.Ru |
Что именно перевели в онлайн
Школа робототехники ROBBOClub.Ru — это кружки робототехники для детей от 5 до 15 лет в России, Финляндии, Таиланде. Из-за введённого карантина все 130 клубов сети оказались закрыты. Но ещё до введения режима полной самоизоляции быстро начали адаптировать занятия под дистанционный формат. Речь шла не о записанных видеоуроках, как предлагают многие образовательные организации, а о полноценных онлайн-занятиях в режиме реального времени для групп до 5 человек или индивидуально. Сейчас 80% учеников продолжают заниматься онлайн.
Какие инструменты и инвестиции потребовались
Для организации дистанционного обучения после тестирования разных вариантов выбрали платформу bluejeans. Она показала лучшие характеристики по удобству для преподавателя и учеников, стабильности системы и стоимости.
Дополнительных денежных инвестиций не потребовалось. Задействовали имеющиеся человеческие и технические ресурсы, оперативно адаптировали образовательные программы для онлайн-формата. В итоге сохранили весь штат сотрудников, а это 70 человек в головной компании и больше 400 — в сети клубов.
Как привлекаете клиентов
Офлайн-каналы в режиме самоизоляции стали неэффективны. Для привлечения клиентов используем в основном социальные сети и нативную рекламу, общаемся со СМИ, делимся опытом, участвуем в вебинарах, марафонах, конференциях.
Каков результат
Новое направление помогло избежать резкого падения выручки в условиях ограничений, а после окончания карантина, надеемся, принесёт дополнительную прибыль. Опыт показывает, что некоторым детям понравится учиться удалённо и они могут продолжить заниматься онлайн и дальше.
Сеть детских садов и клубов Discovery: как удержать клиентов и мотивировать персонал
|
|
Татьяна Амарян
Соосновательница сети английских детских садов и клубов Discovery |
Что именно перевели в онлайн
Так как речь о сети детских садов и клубов, основные услуги включают образовательную часть, присмотр и уход за детьми. Поэтому ещё с середины марта в компании начали работать над тем, чтобы сохранить хотя бы обучение детей.
Какие инструменты и инвестиции потребовались
Все занятия проходят на единой платформе центра, бо́льшая часть — в записи. Есть личный кабинет, где собраны все видеоуроки и записи онлайн-занятий, если вдруг ребенок их пропустил.
Домашние задания тоже подгружаются в электронном формате в кабинет — их можно скачать, выполнить и отправить обратно педагогу. Распечатывать ничего не нужно: новые интерактивные пособия повторяют офлайн-материалы из наших классов. Дети сами могут двигать цифры, буквы, сопоставлять картинки. Всё удобно и понятно и ребенку, и родителям, и педагогам. Юзабилити сейчас особенно важно.
Что было самым сложным
Непросто было перестроить процесс обучения, так как преподаватели оказались полностью лишены тактильного контакта с детьми. Это очень важно при работе с малышами, ведь их внимание сложно удерживать даже в офлайне, а с переходом в онлайн это стало ещё сложнее.
Были сомнения в том, получится ли донести до родителей плюсы digital-уроков, особенно когда вокруг такой выбор онлайн-занятий. Но изначально выстраивали отношения с мамами и папами на доверии и профессионализме, и сейчас поступает много благодарностей, видео детей за уроками, которые снимают сами родители и выкладывают в соцсети.
Ещё один непростой момент — административный. Приходилось убеждать директоров сети, что онлайн-формат — отличное решение. Те, кто поверили в продукт, успешно его продают. Но пришлось приложить немало усилий: проводили круглые столы, дополнительные вебинары по продажам, рассказывали о преимуществах, о том, как донести ценность до клиента. Это не менее важно, чем создание самого онлайн-продукта.
Качество работы менеджеров — явная точка роста для подобного бизнеса. По статистике CoMagic, в 2019 году доля пропущенных, то есть оставшихся без ответа звонков в сегменте «Учёба и образование» достигла 22,33 %, тогда как в 2017 году этот показатель был на уровне 8,29 %. Если потенциальному клиенту вовремя не перезвонили, он с высокой вероятностью будет потерян, а в условиях кризиса это и вовсе критично.
Как привлекали клиентов
Часть уроков выложили в бесплатный доступ, ещё когда это не было мейнстримом. Мы попали в несколько подборок и рекомендаций. Сейчас используем традиционные платные каналы привлечения, включая таргетинг и контекстную рекламу. Параллельно организуем конференцию для родителей «Мама без короны». Планируем вместе с экспертами в сфере образования и известными мамами обсудить, как справляться с чувством вины, стрессом, что изменится в жизни детей и родителей после карантина.
Каков результат
Сейчас в сети Discovery 22 действующих филиала. Да, детские сады не работают, но благодаря онлайн-формату удалось сохранить клиентов — они платят половину стоимости и продолжают занятия. Сформировали пакетные предложения, добавили групповые и индивидуальные занятия, подключили психологов, логопедов. В результате удалось сохранить персонал — у педагогов появилась возможность заработка на удалёнке.
В среднем по сети как минимум половина родителей согласились перейти на онлайн-обучение. В некоторых филиалах этот показатель достигает 100%.
Карантин показал, что будущее за онлайном. Уже сейчас актуальна работа в удалённых командах, это прекрасный навык для детей и новые возможности для образования в целом. В компании рассчитывают, что по окончании ограничений онлайн-формат будет как дополнять основную программу, так и продаваться как совершенно отдельный продукт. Есть мысли о регистрации дополнительной франшизы.
Сейчас много работаем над упаковкой продукта и технической частью. Должна быть удобная платформа, красивый интерфейс, понятная система: вот тут занятия, вот тут домашние задания, здесь инструкция. Это большая и кропотливая работа, но мы уверены, что она даст свои результаты, поможет и образованию, и бизнесу выйти на новый уровень.
Онлайн-обучение: как доставить качественный контент потребителю
Технические проблемы при онлайн-обучении могут стать критичными и даже блокирующими: будь клиент бесконечно лояльным — если конференция в Zoom вылетает, а видео не подгружается, пазл (читай — бизнес) не сложится. Всю боль дистанционного обучения с недостаточной технической базой на себе ощутили родители школьников. Лучше всего ситуацию описывает сцена из фильма «Одесский пароход»:
Как отмечает Игорь Морозов, ректор «Академии АйТи», перевод очного обучения в дистанционный формат стал серьёзным вызовом для многих компаний. И это трудности не только классических образовательных организаций, но и множества бизнесов, у которых есть внутреннее очное обучение. Платформ дистанционного обучения, сервисов, даже условно бесплатных, на рынке много, а вот с технической поддержкой большие пробелы. Видя эту потребность, в «Академии АйТи» даже разработали облачное решение, виртуальный учебный центр. И спрос на подобные решения будет расти, потому рынок, который переходит в онлайн, начинает понимать: мало развернуть условную платформу дистанционного обучения, её надо настраивать, поддерживать и наполнять. А ещё вовлекать, мотивировать, оценивать результаты.
Заключение, или Работа над ошибками
Рынок онлайн-образования, который и до кризиса показывал положительную динамику, по мнению аналитиков продолжит расти в среднем на 12–15% в год и к концу 2023 года может превысить 60 млрд рублей. Самоизоляция усилила процессы цифровизации — как минимум каждый школьник подключился к онлайн-сервисам и примерил онлайн-формат.
Есть опасения, что после снятия ограничений возможен откат к прежним привычкам: люди станут меньше времени проводить в онлайне, снова пойдут в кафе и перестанут сидеть дома. Но в том, что касается обучения детей, проведённое с пользой время в онлайне — достойная альтернатива соцсетям, играм и другим развлечениям. Экономия времени на дорогу, возможность составлять собственный график, выбор индивидуального ритма обучения — все эти плюсы видят сейчас и родители, и дети.
Бизнесу, который делает ставку на онлайн-формат и планирует играть вдолгую, важно учитывать три вещи.
-
Маркетинг тоже переходит в онлайн, где конкуренция растёт. Критично не терять звонки, понимать, какая реклама какой результат даёт, оперативно отвечать на запросы клиентов. Реклама в онлайне позволяет не просто все оцифровать и отслеживать источники обращений, но и настроить автоперезвон по пропущенным звонкам или автоматически обзванивать заявки из соцсетей.
-
Обеспечить техническую базу. Если пока вашим клиентам достаточно записанного видео на YouTube, это хорошо. Но конкуренты могут на собственной платформе разработать игровую механику с накоплением баллов и программой лояльности, и тогда удержать аудиторию будет сложнее.
-
Учитывать потребности ваших клиентов, собирать обратную связь. Тренд маркетинга в условиях кризиса — честность и открытость. Спросите напрямую у действующих клиентов, какой формат обучения им удобен, что нравится, что нет, чего хотят дети. Это возможность стать ближе, избежать ошибок при разработке нового продукта, использовать новые форматы взаимодействия — выпускать статьи, проводить вебинары и конференции, делиться опытом и отвечать на вопросы потенциальных клиентов.
Читать по теме:
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.
Источник фото на тизере: Фотобанк Photogenica