Просто инвестировать. Кейс мобильного приложения Halyk Invest
Как сделать инвестирование доступнее, создав удобный мобильный брокер. От бизнес-задачи до готового продукта.
Популярность инвестиций растёт с каждым годом — у всех крупных банков уже есть отдельные приложения для торговли ценными бумагами, но тренд на брокеров прослеживается и далеко за пределами России. Мы разработали приложение для «дочки» крупнейшего банка Казахстана Halyk Bank, Halyk Finance. Рассказываем о проекте, а также о том, что должно входить в MVP финансового продукта, и почему технология OTP SMS должна быть у всех.
Таймлайн проекта
Команда
Над проектом работали 8 специалистов: один iOS, два Android, backend-разработчик, тестировщик, дизайнер, два frontend-разработчика, а также бизнес-аналитик и проект-менеджер в одном лице.
Мы скептически относимся к универсальным советам и считаем, что многое зависит от конкретного проекта, клиента и возможностей подрядчика. Нельзя работать над разными приложениями по одной и той же схеме, так как вводные каждый раз разные.
Тогда от каких же факторов зависит размер команды?
Готовность API. Если всё готово, то подрядчику остаётся сделать только внешнюю часть проекта, используя готовый backend.
Срок сдачи. Чем быстрее нужно сделать проект, тем больше ресурсов на создание он потребует.
Возможность параллельной работы. Если никаких ограничений нет, то можно подключить команду побольше, это позволит сдать проект раньше срока или потратить вырученное время на доработки.
Чего точно не стоит делать — давать одну задачу сразу нескольким разработчикам. Это экстремальное программирование, которое обычно приносит намного больше вреда, чем пользы. Особенно если речь идёт о крупном проекте.
С чего всё началось
До того как мы начали работать над приложением, у клиента уже был сайт с брокерскими инструментами — продуманный портал для демиургов инвестирования. Там можно найти аналитику по эмитентам и другие сложные инструменты. Проблема состояла в том, что для новичков сайт оказался слишком сложным и неудобным. А Halyk Finance хотел сделать инвестирование доступнее — настолько, чтобы любой житель Казахстана мог быстро купить акции, пока едет с работы домой.
Упрощения инвестирования — общий тренд, в России мы часто видим, что банки стараются привлекать начинающих инвесторов. Исходя из бизнес-целей клиента мы решили создать мобильный брокер с онбордингом и базовыми инструментами вроде продажи/покупки акций и аналитикой.
Аудитория проекта отличается от устоявшейся клиентской базы Halyk Finance. Она существенно моложе: возраст большего числа пользователей мобильного приложения — 25–40 лет (традиционный клиент брокера — 35–55 лет), порядка 70% аудитории — мужчины. В основном это люди, которые в первый раз взаимодействуют с инвестициями, но уже являются клиентами банков, имеют стабильный доход, выраженную способность к накоплению.
Потребность аудитории: получить доходность выше, чем по классическому депозиту (последние годы в Казахстане сохраняется понижательный тренд ставок по вкладам для физических лиц).
Сначала анализируем
Мы всегда начинаем работу с бизнес-анализа. Иначе проект будет не нужен ни пользователям, ни клиенту. Проиграют все: клиент потеряет деньги и время, мы потеряем время, пользователи приложения клиента уйдут к конкурентам.
Что касается методологии: выбрали scrum, так как она позволяет быстро и эффективно обновлять продукт.
После анализа начинается этап проектирования. К этому этапу относится создание спецификации — документа, где описаны возможные действия пользователя на каждом экране и функциональные требования к приложению.
Часто в погоне за стильным дизайном можно забыть о сути. Да, 3D-плашки и скевоморфизм — это красиво, но чаще всего это ещё и лишняя мишура.
Главное:
— Что нужно клиенту?
— Как быстро он может это получить?
Главное в Halyk Invest — это покупка и продажа бумаг, пользователи установили приложение именно ради этих функций. На основе спецификации удаётся совместить красивый дизайн и нужные функции, не забыть об удобстве и пользе приложения для пользователя. Например, выделить из всего списка действие «Купить акцию Tesla» с помощью 3D-кнопки. Удобно ли это? Да. Красиво? Конечно.
MVP
Как мы уже сказали выше, в создании сложных проектов главное — понять, что самое важное для пользователя и сфокусироваться на разработке именно этих вещей. Мы постоянно задавали себе вопрос:
«Если убрать эту функцию, экран или технологию, как это повлияет на пользовательский опыт?»
Так мы пришли к тому, что раздел новостей и другие бумаги вроде облигаций можно добавить значительно позже. Да, они улучшают пользовательский опыт, но если их не будет, конечный пользователь ничего не потеряет. К тому же, если что-то пойдёт не так при дальнейших доработках (спойлер: у нас этого не случилось), мы всё равно запустим работающий продукт, который принесёт пользу клиенту и пользователям.
В итоге MVP уже содержал все основные функции:
-
Главный экран.
-
Продажу и покупку акций.
-
Портфель пользователя.
-
Аналитику по купленным бумагам.
На протяжении всей работы с проектом появлялись идеи и предложения для реализации в будущих релизах, поэтому мы не зацикливались на функциональности MVP, а проектировали максимально гибкую и масштабируемую систему. Систему, которую можно было бы развивать, надстраивая, а не переделывая.
После разработки MVP мы приступили к работе над другими разделами: онбордингом, расширенным портфелем пользователя и новостями.
Дизайн
В целом работа с дизайном всегда проходит параллельно с вёрсткой. В процессе работы спецификация подвергалась изменениям, но это нормальный процесс, главное — обладать достаточной гибкостью и способностью адаптироваться: какие-то функции трансформировались или от них отказывались, добавлялись новые.
Дизайн создаётся в несколько основных этапов.
-
Рисуем CJM и описываем сценарии использования приложения.
-
Прорабатываем графическую структуру: цвета, шрифты и детали вроде анимаций.
-
Создаём дизайн.
-
Обсуждаем полученную работу с заказчиком.
-
Дорабатываем интерфейс.
-
Утверждаем финальный вариант.
В отношении дизайн-концепции мы придерживались свежести, но не зацикливались на трендах. При этом мы учитывали дизайн всей группы компаний. Мы следовали принципу, что удобство использования (функциональность) важнее визуала, но это не значит, что визуал должен быть плохим. Он должен помогать пользователю, но не отвлекать его.
Это мультиязычное приложение, и мы также тестировали дизайн на других языках. Казахский — довольно сложный язык, что повлияло на подбор шрифтов и адаптивность дизайна.
Как устроено приложение Halyk Invest
Механика регистрации и открытия счёта была не из простых, ведь клиент является дочерней компанией Halyk Bank, крупнейшего коммерческого банка в стране. Мы решили использовать потенциал клиентской базы материнской организации и накопленные ей данные для построения процесса сквозной регистрации.
В рамках процесса пользователи Halyk Invest при открытии счёта должны сначала зарегистрироваться в системе интернет-банкинга Halyk Homebank. Мы решили объединить разрозненные этапы, чтобы упростить этот этап для пользователя. Получилось так:
-
пользователь регистрируется в приложении Halyk Homebank, подтверждая личность с помощью биометрической идентификации;
-
открывается брокерский счёт;
-
подписывает заявления с помощью SMS и ждёт открытия счёта.
Открытие брокерского счёта
Мы считаем, что на открытие брокерского счёта пользователь должен тратить как можно меньше времени. Если усложнить процедуру открытия брокерского счёта или заставить пользователя лично посетить офис, легко потерять его навсегда.
Около 77% пользователей удаляют приложения в течение трёх дней после скачивания. Если нельзя оперативно начать пользоваться основными функциями, пользователь, скорее, установит другое приложение.
Открыть счёт в Halyk Invest можно всего в четыре шага.
-
Пользователь проходит регистрацию в системе банка. Приложение получает данные пользователя, на их основании формируется анкета-заявление.
-
Пользователь проверяет достоверность данных, подписывает их с помощью SMS-пароля.
-
Заявка отправляется на сервер → сервер обращается к центральному депозитарию (ЦД). ЦД подтверждает открытие счёта и отправляет уведомление на сервер.
-
Пользователю приходит SMS об открытии счёта. По ссылке в сообщении он устанавливает пароль в приложении.
«Рынок» и «Портфель»
В разделе «Рынок» мы собрали несколько полезных вкладок для пользователей.
-
Рыночные показатели всех ценных бумаг, включая цену открытия и закрытия.
-
Информация об эмитенте. Пользователь может изучить данные по эмитенту и перейти на сайт с подробным описанием.
-
«Биржевой стакан» — один из основных инструментов для трейдинга. В нём доступна информация о том, по каким ценам покупают и продают ценные бумаги.
-
В «Новостях» сотрудники Halyk Finance делятся советами с пользователями. Из статей и новостей рынка можно узнать, нужно ли сейчас продавать ценные бумаги или стоит их пока придержать.
Все приобретённые ценные бумаги собраны в «Портфеле». Там же — информация по финансовым показателям каждого инструмента.
Face iD и Touch iD
Логин в приложении устроен по «золотому стандарту» рынка — можно зайти по имени и паролю, а можно по Face ID и Touch ID.
SMS OTP
Технология OTP (one-time password) — дополнительная мера защиты финансовых интернет-операций, сейчас ей пользуются около четверти организаций. Она упрощает подтверждение операций и минимизирует риск мошенничества: пользователь получает SMS с паролем, действительным только для одного сеанса аутентификации, а значит, злоумышленники не смогут воспользоваться им для повторного входа в систему.
В некоторых инвестиционных приложениях вместо SMS OTP используется звонок из банка для подтверждения операций. Мы внедрили SMS OTP во все разделы, куда требовали нормы безопасности клиента: на этапе регистрации, открытия счёта, пополнения счёта, конвертации и так далее.
Мы убеждены, что в 2021 нужно избавиться от звонков настолько, насколько это возможно.
Результаты и планы
В сторах уже доступны iOS- и Android-версии приложения.
Сейчас в приложении можно работать только с акциями, ETF, ETN и ПИФами, листингованными на биржах. В следующих версиях добавим облигации, операции РЕПО и IPO.
Кроме того, Halyk Finance хочет создать систему рекомендации ценных бумаг. На основании анкеты пользователя личный робот-консультант будет советовать, куда лучше вложить деньги, чтобы получить максимум выгоды.
Скачать приложение Halyk Invest можно в App Store и Google Play.
Партнёрская публикация
Больше кейсов по мобильной разработке — в нашем спецпроекте.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.