SoundStream: каждая трудность — точка роста
Колонка гендиректора и совладельца SoundStream Дмитрия Бывалина — о том, как развивать подкастинг-проект на рынке, который не верит в подкасты, и как расти вопреки (и благодаря!) кризисным временам.
Мы привыкли с особым теплом относиться к историям успеха, путь к которому связан с преодолением и усеян лишениями. Будь то известные личности из мира спорта, музыки, бизнеса или целые компаний, которые проделали трудный путь к вершине. Этот фильм расскажет о небывалой удаче, которая приходит к тем, кто верит в себя до победного. А эта книга — о том, что побеждает тот, кто лучше готовится. Но ни одна из них не может в полной мере описать восхождение к вершине. Жизнь часто расходится с популярными сюжетами: она несоизмеримо сложнее и многограннее. Будучи реалистом, можно сказать так: любая история успеха должна быть обо всём вообще.
О том, как увидеть возможность там, где её не видел никто другой. Как поверить в идею и не бояться взять на себя риски, с которыми можно столкнуться при её воплощении в жизнь. О том, как ставить упор на поступательном развитии, а в кризисах находить новые возможности. Как резко менять концепцию, избегать губительной в современных реалиях статичности и отказываться от всего, что выступает тормозом. Как трудные решения могут приниматься в сложное время. И какая у этого цена. Такова и наша история — история компании SoundStream.
«У подкастов нет будущего»
История SoundStream началась в 2014 году. Несмотря на уже более чем десятилетнее существование формата подкастов, именно тогда начался бурный рост подкастинга как популярного явления и самостоятельной ниши рынка в США. По образу и подобию западных аналогов мы и решили создать первую в России подкаст-платформу.
Нельзя не сказать о том, что фраза «мы создаём подкаст-платформу» звучала тогда примерно так же, как если бы вы начали горячо убеждать окружающих, что завтра на месте пустыни будет мегаполис. Сегодня даже появление подкастов обросло мифами, и появляются всё новые версии того, кто же всё-таки был первым подкастером в истории.
Но одно известно точно: 2003 год, RSS, аудиоформат mp3 и iPod, которому подкасты обязаны своим названием.
К середине десятых же годов подкастинг, казалось, прошёл зенит своей жизни и, по авторитетному мнению большинства скептиков, неспешно клонился к закату, так и не став переосмыслением радио для XXI века. Но идея понравилась нам даже при общеизвестной бесперспективности, и мы взялись за её воплощение в жизнь. В 2015 году мы выпустили первое мобильное приложение с поддержкой архива аудиоконтента. Поступательное развитие началось.
Меняйся или умри
Через два года после запуска первого приложения мы были вынуждены признать: нужна смена направления. Всё это время мы были сосредоточены только на создании полной базы русскоязычного контента. Основой работы была UGC-модель, а принятая за идеал простота приложения иногда слишком сильно отражалась на его функциональности.
В 2017 году мы серьёзно переработали всю концепцию: начали реализовывать агрегатор подкастов на русском языке, редакция которого будет работать над повышением видимости контента для русскоговорящей аудитории и наполнять его уникальным контентом. Но рынок (который и сейчас не закрывает полностью потребностей аудитории) даже спустя год, в 2018-м, был ещё совсем небольшим. Рассчитывать на наличие контента в сколько-нибудь достаточном количестве не приходилось. Тогда SoundStream запустил собственную студию для производства подкастов.
К середине 2019-го работа проекта разделилась на три больших направления. Первое: в собственной подкаст-студии мы создавали эксклюзив. Сегодня она доросла до отдельного юридического лица и стала студией «Терменвокс». Второе направление: агрегация контента на мобильные приложения. И третье: развитие хостинга PodFm как технологической площадки для раздачи аудиоконтента.
Всё это позволило нам органическим путём увеличить как количество авторов подкастов, так и аудиторию. Со стороны крупных компаний к нам начали поступать предложения о сотрудничестве, и SoundStream стал первой подкаст-платформой, вошедшей в «Ассоциацию развития интерактивной рекламы».
Нужно быть готовым не только вносить изменения на ходу, но и находить смелость для полной смены концепции развития продукта.
Если среда вокруг вашей компании активно меняется, а компания остаётся статичной, с большой долей вероятности она рискует такой и остаться. Навсегда.
Кризисы VS. стратегия и усердие
Как и весь мир, в 2020 году мы вынужденно перешли в кризисный режим работы. Помимо оптимизации ресурсов и команды, которая работала на полную, чтобы прорваться через это трудное время, мы взялись за усиление продакшена (яркий пример — запуск популярного true crime-подкаста). Нам пришлось пересмотреть бо́льшую часть активов и проектов, потому мы решили заморозить работу над третьей частью экосистемы SoundStream — хостингом и медиа о подкастах PodFm. Кризис заставил нас сконцентрироваться на том, чтобы сохранить текущий уровень развития проекта, временно отказавшись от его развития.
В 2019 году нам поступили предложения о сотрудничестве от нескольких гигантов рынка, которым SoundStream мог быть полезен для перевода радиоактивов в цифровой формат. В ноябре было подписано соглашение об основных условиях проекта, в результате которого подкаст-платформа SoundStream от ООО «Русские Медиа» должна была войти в состав цифровых активов Газпром-медиа.
К началу 2021-го наш партнёр перестал выказывать заинтересованность в сотрудничестве, однако официального отказа от ООО «ГПМ Радио» не поступало. При этом наши звонки и письма остались без ответа наравне с официальной претензией, а 1 июня уже состоялось первое слушание по нашему иску к «ГПМ Радио» в Арбитражном суде Москвы. Именно то, что наша компания уже не имела возможности вложить средства в более перспективные направления, первые несколько месяцев ограничений оказались для нас крайне тяжёлыми.
Кризисные ситуации требуют максимально оперативного вмешательства, чёткой стратегии по выходу из кризиса и слаженной работы команды.
Определите, какие из направлений деятельности помогут компании остаться хотя бы на предкризисной ступени развития и тем более не стать банкротом.
Найдите способ мотивации сотрудников. Новые направления могут подождать до лучших времён.
Что касается партнёров, будьте готовы к неожиданностям, даже если это компания с именем. Просчитывайте риски, а перед заключением сделок всегда составляйте план отступления на случай, если что-то поменяется. Старайтесь сохранять хорошие отношения с партнёрами и не доводить ситуацию до того, когда вам останется уповать только на право. Если такое всё же произошло, не забывайте, что оно у вас есть.
Хаос — это лестница
Сложный 2020-й научил нас многому. Помимо решения консолидировать все силы на производстве контента, к концу года мы решили полностью отделить студию для её дальнейшего развития. Пандемия показала, что в отношении монетизации подкастов пришло время смещать фокус с рекламодателей — мы начали активно работать над новыми инструментами дохода для авторов. Уже сейчас эксклюзивный контент может быть доступен пользователям по подписке. Ещё одним способом монетизации станет наш новый формат — интерактивные подкасты.
Благодаря тому, что во время пандемии мы отказались ещё и от пассивного пережидания, нам удалось накопить много новых идей. Увидев возрастающий запрос общества на интерактивность развлечений (пример — успех специального выпуска «Чёрного зеркала» от Netflix) и дождавшись стабилизации рынка, мы предложили пользователям совершенно новый формат взаимодействия авторов с подписчиками.
InterCast — это возможность для авторов проводить подкаст в прямом эфире, подключать к записи слушателей по их запросам, с последующим постпродакшеном и сохранением выпусков в архив.
Кроме того, наши интерактивные подкасты — возможность для слушателей, которые получат пуш-уведомление и не пропустят предстоящий эфир, принять непосредственное участие в записи любимого подкаста. Для реализации опыта полной интерактивности мы разрабатываем систему опросов и голосований прямо во время эфира, чтобы участники могли оказывать непосредственное влияние на его дальнейшее развитие. Для проведения первых интеркастов на нашей платформе мы пригласили легендарный литературно-музыкальный проект «Модель для сборки», ведущий свою историю с 1995 года.
Любые сильные потрясения губительны для старых правил, но они всегда открывают новые возможности. Чтобы увидеть их, даже в кризисных ситуациях не забывайте следить за трендами и всегда держите руку на пульсе. Иногда секрет быстрого выхода из кризиса может крыться в своевременном реагировании на новые тенденции и запросы.
Итог
Быть первым в любой нише — проходить путь без карт с подробными легендами.
Если вы решили, что мегаполису в пустыне быть, приготовьтесь учиться на собственных ошибках и впредь сделайте это неотъемлемой частью бизнес-воззрений.
Меняйте вектор развития, когда чувствуете рассинхрон с миром.
Старайтесь сохранять благоразумие и бдительность при партнёрстве.
Не опускайте руки в кризис — старайтесь первым увидеть новые перспективы.
Неустанно работая над улучшением выпущенных продуктов, продолжайте поиск чего-то нового и по-настоящему прорывного, ведь оно всегда останется в выигрыше.
А если вам вдруг станет тесно от соседства с появившимися на рынке международными гигантами, не впадайте в уныние: голиафы, говорят, иногда всё же падают.
Рекомендуем:
- Активная женщина с хорошей зарплатой: кто слушает подкасты в России
- 25 инструментов подкастера. Личный топ Артура Белостоцкого, подкаст «Заварили бизнес»
- 18 инструментов подкастера. Личный топ Александра Дяченко, ведущий подкаста «Маркетинг и реальность»
- Гайд по продвижению в подкастах и использованию аудиорекламы в интернете
- Как продвигается молодой российский подкаст о людях из креативной индустрии
- Анастасия Жбанова, подкаст Digital Newsroom: «Подкасты будут расти, в них нужно инвестировать прямо сейчас»
Партнёрская публикация
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.