Как улучшить эффективность СRM-кампании за счёт аналитики. Кейс СберМаркета
Руководитель направления бизнес-аналитики департамента Brand Solutions в СберМаркете о том, что такое эффективный трейд-маркетинг и как улучшить показатель ROI в 2 раза.
Российские компании тратят на рекламу больше 470 млрд в год. Какая часть этих денег уходит в никуда? Чтобы не сжигать бюджеты впустую, нужно найти подход к каждому сегменту аудитории.
Трейд-маркетинг — направление маркетинга, которое позволяет увеличивать продажи с помощью инструментов на всех уровнях воронки продаж: сэмплинг, диджитал-реклама, баннерная сетка, промо, приоритизация и так далее. И это не просто красивая реклама или креативы. Это выстроенные алгоритмы работы, где аналитика играет важную роль.
Один из инструментов трейд-маркетинга — сегментация. Она позволяет выделить нужные группы пользователей по определённым характеристикам. Используя сегментацию, мы можем запускать персонализированные рекламные кампании через разные каналы и инструменты.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
В цифрах рассказываю, как рекламная кампания на узкий сегмент аудитории помогает бренду увеличить ROI нужной категории товаров более чем на 100%.
Чем полезна сегментация
В июне СберМаркет и производитель чая May Foods провели аналитическое исследование, в рамках которого просегментировали пользователей, покупавших товары из категории «чай».
Цель исследования — увеличить ROI CRM-кампаний. Результат — ROI вырос более чем на 100% при выборе правильного сегмента для CRM. Это значит, что на каждый вложенный рубль бренд получит больше, чем 2 рубля назад. При правильном выборе сегмента.
Мы сегментировали пользователей по тому, какой тип чая они предпочитали, какую форму упаковки выбирали и на какую цену рассчитывали. Наши аналитики нашли соответствия в параметрах у пользователей, составили сегменты и описали портреты получившихся целевых аудиторий.
Один из выявленных сегментов — «High Premium пакетированный чёрный чай». Мы сформировали для него отдельное предложение. Нам помогли эти характеристики категории:
-
средняя скидка на покупателя;
-
средняя величина скидки в заказе;
-
средний процент товаров, купленных по скидке;
-
средний чек;
-
средняя цена штуки;
-
предпочитаемый ретейлер.
По итогам анализа мы предложили скидку на несколько товарных позиций бренда Richard в магазинах нескольких ритейлеров в течение 1 недели.
Как подготовиться к CRM-кампании
Следующий шаг — проведение CRM-кампании. Нам требовались пуш-уведомления со ссылкой на специальную подборку товаров Richard, а после — анализ для оценки эффективности сегментации и поиска инсайтов.
Для этого мы определили сегменты, на которые рассылали предложение, и результаты, по которым их сравнивали.
-
А+В+С+D — это весь сегмент покупателей чая.
-
A+B — сегмент покупателей чая в категории «High Premium пакетированный чёрный чай».
-
A — сегмент покупателей чая «High Premium пакетированный чёрный чай», не покупавших раньше бренд Richard.
-
B — сегмент покупателей чая «High Premium пакетированный чёрный чай», покупавших раньше бренд Richard.
-
C — все покупатели чёрного чая кроме сегментов А и В.
-
D — все покупатели чая кроме сегментов А, В и С.
Нам важно было получить как можно более высокий ROI. Чтобы рассчитать показатель окупаемости маркетинговых инвестиций, мы использовали эту формулу:
ROI = (доход - затраты)/затраты.
«Затраты» — это стоимости пуш-уведомлений СберМаркета по медиакиту и компенсация скидки, а «доход» — продажи по выбранным товарным позициям за период проведения акции.
В рамках кампании мы проверяли пять гипотез.
1. ROI кампании будет лучше у сегментов А, В и А+В, так как товары и предложение им соответствуют.
2. CTR пуш-уведомлений у сегмента В будет лучше, потому что эти пользователи более лояльны бренду Richard.
3. Средний чек и количество товаров в заказе у сегментов А, В и А+В будет выше, чем у других.
4. Количество товаров в заказе и средний чек у сегмента В вырастут в сравнении с предыдущим аналогичным периодом.
5. Рекламная кампания сгенерирует дополнительные продажи — без каннибализации органических.
Результаты в цифрах
Таблички помогут наглядно разобраться в том, что у нас вышло.
Посмотрим на разницу ROI у наших сегментов. Значение в клетке — это разница ROI сегмента в процентных пунктах по вертикали и ROI сегмента, указанного по горизонтали.
|
Сегмент |
Дельта ROI с сегментом А+В+С+D |
Дельта ROI с сегментом С |
Дельта ROI с сегментом D |
|
---|---|---|---|---|---|
А+В | 18,66% | 26,39% | 59,17% | ||
А | −8,85% | −1,12% | 31,66% | ||
В | 103,5% | 111,22% | 144,01% |
Первая гипотеза подтвердилась. Показатель ROI кампании на релевантные сегменты оказался значительно лучше.
Также мы обнаружили инсайт: для выбранного сегмента А+В (покупатели чая в категории «High Premium пакетированный чёрный чай») лояльность к бренду имеет сильное значение. Одного спецпредложения для переключения на другую марку недостаточно.
Переходим к следующей гипотезе. Для этого сравним CTR у разных сегментов аналогично предыдущей таблице. Сообщение для пользователя было следующим: «Скидка от X% на премиальный пакетированный чёрный чай Richard».
|
Сегмент |
Дельта CTR с сегментом А+В+С+D |
Дельта CTR с сегментом С |
Дельта CTR с сегментом D |
|
---|---|---|---|---|---|
А+В | −0,19% | −0,47% | 0,00% | ||
А | −0,24% | −0,52% | −0,04% | ||
В | 0,00% | −0,28% | 0,19% |
Как видно из таблицы, с точки зрения CTR у CRM гипотеза не подтвердилась. CTR у сегментов А и В, для которых предложение наиболее релевантно, оказался даже хуже, чем у других сегментов. Возможно, дело в том, что этот сегмент в целом хуже реагирует на CRM-инструменты вроде пуш-уведомлений. Сможем проверить это в следующих кампаниях.
Теперь посмотрим на средний чек наших сегментов. Но уже не на разницу, а на динамику (отношение) в процентах.
|
Сегмент |
Отношение ср.чека сегмента к сегменту А+В+С+D |
Отношение ср.чека сегмента к сегменту С |
Отношение ср.чека сегмента к сегменту D |
|
---|---|---|---|---|---|
А+В | +3,82 | +8,79 | +9,88 | ||
А | +2,68 | +7,60 | +8,68 | ||
В | +5,20 | +10,24 | +11,34 |
Гипотеза подтвердилась: у лояльного сегмента В результат почти в 2 раза лучше, чем у А. Благодаря кампании у клиентов группы В количество товаров в заказе выросло на 3,5%, а средний чек —— на 7% в сравнении с предыдущим периодом.
По аналогии со средним чеком посмотрим на цифры по количеству товарных единиц в заказе.
|
Сегмент |
Отношение кол-ва SKU в заказе сегмента к сегменту А+В+С+D |
Отношение кол-ва SKU в заказе сегмента к сегменту С |
Отношение кол-ва SKU в заказе сегмента к сегменту D |
|
---|---|---|---|---|---|
А+В | +0,6% | +1,06% | +2,98% | ||
А | −3,61% | −3,17% | −1,33% | ||
В | +5,75% | +6,23% | +8,25% |
Мы проверили, не привела ли данная кампания к каннибализации собственных продаж бренда, так как наша цель — генерировать дополнительные продажи. Для этого мы:
-
проанализировали динамику продаж в категории «чай»;
-
проанализировали динамику продаж товаров конкретно нашего бренда;
-
сравнили показатели и выяснили, что динамика продаж нашего бренда относительно категории на 45 процентных пунктов лучше.
При сравнении динамики продаж в категории и по бренду мы увидели, что продажи бренда на 45 процентных пунктов выше в сравнении с категорией.
По итогу мы решили продолжить персонализированные кампании по сегментам аудитории. Сегментация помогает в двух важных вещах:
-
увеличение ROI-эффективности кампаний;
-
рост категории, среднего чека и пенетрации, то есть доли продукта в общем объёме закупок клиента.
В такой кампании важно обязательно учитывать лояльность пользователей к другим брендам и искать оптимальные пути их переключения на другую марку. В нашем случае для перевода сегмента А в сегмент В нужно тестировать различные предложения для поиска наиболее эффективного.
Первичные кампании будут менее результативными, но на долгой дистанции продажи будут расти, так как сегмент начнёт переключаться на новый бренд. А для поиска корреляции с CTR поможет дополнительный тест с разными сообщениями.
Всегда начинайте с аналитики
Не зная своего потребителя, вам будет очень сложно запускать эффективные кампании, так как результаты могут отличаться в два раза. Поэтому нужно всегда начинать с аналитики. Какой?
1. Базовая аналитика по продажам. Чтобы узнать, кто и как уже его покупает, и понять, где бренд находится сейчас.
2. Ретроспектива прошлых рекламных кампаний и анализ лучших практик в рамках категории. Та работа, которую аналитики и маркетологи уже проделывали раньше, может пригодиться для новых гипотез.
3. Изучение потребителя. Без персонализированного подхода достичь успеха будет тяжело. Аналитика поможет подготовить персональное предложение, которое даёт отличный результат и высокий ROI.
Источник фото на тизере: Lynda Sanchez on Unsplash
Рекомендуем:
- Как за неделю получить 49 заявок для элитного SPA-комплекса по цене чашки кофе за контакт
- 3 фактора успеха SMM для торговых центров: как генерировать трафик и повышать лояльность
- RFM-анализ: что это такое, для чего нужен и как проводится
- Как создавать эффективные пуш-уведомления для монобрендовых интернет-магазинов
- Рекламный рынок 2021: технологии и каналы, которые меняют индустрию
- Post-view и cross-device: как работает отложенный рекламный эффект на примере FMCG-бренда
- Как на 15% снизить стоимость клиента за счёт собственных ресурсов: кейс Nissan
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.