Как создать ИТ-платформу, которая поможет увеличить метрики в десятки раз. История Restocker
Раньше маркетплейс Restocker выглядел как классический В2В-сервис с длительной верификацией, закупками только большими лотами и низкой посещаемостью. CEO компании Алексей Мамонько рассказал, как они решили эти проблемы и увеличили средний чек в 3,5 раза за полгода.
Restocker — платформа для оптовой закупки товаров с ликвидаций крупнейших ритейлеров и производителей. Изначально она занималась ликвидацией по аукционной системе. Поставщики выставляли лоты и по каждому из них проводили аукцион.
Мы столкнулись с тем, что с момента регистрации нового пользователя до его первой закупки проходило три месяца. А повторную сделку он совершал спустя ещё два.
Невозможно развивать платформу, если только и тратишь деньги на привлечение пользователей, а они делают покупки крайне редко, ведь с первой продажи мы обычно ничего не зарабатывали.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Как нашли решение проблемы
Мы начали думать, как изменить продукт так, чтобы существенно повлиять на метрики и сделать бизнес масштабируемым. И выделили ключевые показатели, которые влияли на развитие:
- средний чек покупки;
- возвращаемость пользователей на платформу;
- частота использования сервиса.
Чтобы выяснить, где возникает проблема, мы разложили шаги пользователей на мельчайшие составляющие и провели опрос. Выяснилось, что аукционная система, которая действовала на тот момент на платформе — неудобна. Чтобы совершить покупку, человеку приходилось много времени и сил тратить на анализ товаров в каждом лоте и только потом принимать решение. Так как это длительный процесс, часто пользователь оставался ни с чем — аукцион к этому времени уже завершался.
Мы выявили все ключевые проблемные моменты, которые не позволяли получить нужные метрики. И пришли к тому, что нужно полностью поменять дизайн продукта и изменить систему закупок.
Нам предстояло решить следующие задачи:
- пользователь должен начать пользоваться платформой сразу после регистрации;
- первый заказ пользователь должен делать в ближайшее после регистрации время, в идеале — сразу;
- заказы должны быть регулярными;
- пользователь не должен уходить к конкурентам.
Какие инструменты внедрили
Email-рассылки
Чтобы пользователь сразу перешёл к использованию платформы, мы реализовали возможность пользоваться сервисом только после регистрации. И внедрили систему триггерных рассылок. Включили в них не только офферные рассылки, но и обучающие, контентные, вдохновляющие — с интервью реальных пользователей. И таким образом держали связь с новыми клиентами. Каждое письмо в конце содержало призыв нажать на кнопку и перейти на платформу.
Check-in
Второй задачей в рамках реализации стратегии стало повышение возвращаемости на сайт. В этом нам помог ежедневный check-in. Пользователю нужно каждый день заходить в личный кабинет и нажимать специальную кнопку. В подарок за это он получает один из бонусов: деньги на баланс, бесплатный товар или стикер от поставщика. Когда юзер собирает набор стикеров, мы дарим ему скидку на закупку у этого продавца.
Это простая механика: зашёл в кабинет, нажал кнопку, зачекинился, получил приз. В такие моменты у человека вырабатывается дофамин — гормон счастья. Происходит привыкание к простому действию, которое дарит приятные ощущения.
Так мы создали технологию триггеров, которые выполняли основную задачу: пользователи возвращались на платформу и не забывали о нас.
Через неделю после внедрения системы чекинов мы увидели, что 10% пользователей ежедневно заходят на платформу.
Активный онбординг
Активный онбординг решил проблему с тем, что первую закупку пользователь совершал только через три месяца после регистрации. Мы включили в знакомство с платформой систему вознаграждений за каждый реализованный шаг. После регистрации человеку предлагается выбрать поставщика, с помощью фильтров подобрать нужные товары, выгрузить их на турбостраницу и установить наценку.
За каждое выполненное действие ему на баланс начисляются деньги. Самая большая награда (1 000 рублей) даётся за то, что продавец делится ссылкой на свой магазин. В этот момент пользователь понимает, что всего за пару минут совершил все необходимые шаги для открытия микробизнеса и рассказал об этом широкой аудитории.
Этот метод позволил нам сократить время активации пользователей с 3 месяцев до 3 недель, то есть в 4 раза.
Система рангов
Систему рангов мы придумали, чтобы пользователь не переходил на другую платформу и оставался с нами. Теперь у каждого юзера появились ранги: нулевой, первый, второй, третий и четвёртый. Поднять ранг можно, совершая определённые действия. С получением нового ранга открываются дополнительные преимущества.
Чтобы получить первый ранг, нужно выполнить самые простые действия: добавить номер телефона и фото профиля. За это мы дарим скидку на доставку и повышенный кешбэк.
Чтобы повысить ранг до второго, нужно совершить одну закупку и получить несколько стикеров. Преимуществом на этом этапе является возможность приглашать других пользователей к себе в команду. С их закупок человек получает дополнительный доход себе на баланс. Чтобы получить третий ранг, нужно сделать 10 чекинов, пригласить 10 пользователей в команду и собрать набор из трёх стикеров поставщиков. А чтобы получить самый высокий (четвёртый) ранг необходимо совершить три закупки, собрать набор стикеров поставщиков и пригласить десять пользователей в команду.
Каждый этап важен для пользователя, так как с повышением ранга он получает всё больше преимуществ, а его микробизнес становится прибыльнее и уникальнее. Теперь ему просто невыгодно переходить на другую платформу. На Restocker у него построена своя «цитадель».
Без трудностей не обошлось
Было две самых больших трудности. Первая — понять, в чём проблема и как её решить. Вторая — запрограммировать все действия так, чтобы они происходили синхронно, быстро и автоматически.
Каждое решение приходилось обдумывать, копаться в психологии людей, чтобы создать рабочий продукт и закрыть запросы пользователей.
IT-департамент работал практически круглосуточно. Трое сотрудников не выдержали нагрузки. Пришлось на ходу искать замену. Но то, что обычно реализовывается в течение полутора лет, мы смогли осуществить за полгода.
Итоги реализации стратегии
Мы ушли от аукционной модели, внедрили автоматическую активацию с помощью онбординга, триггеры в виде рассылок и чекинов, систему рангов. Всё это положительно повлияло на метрики.
Всего за шесть месяцев:
- время активации пользователей сократилось в 4 раза — с 3 месяцев до 3 недель;
- процент регистрации вырос в 7 раз — с 3,5 до 21%;
- средний чек оптовой покупки вырос с 24 000 до 82 000 рублей;
- период повторной покупки сократился с 2 месяцев до 2 недель;
- частотность повторных покупок составила 2,3 в месяц против 1 в два месяца.
Источник фото на тизере: Irene Kredenets on Unsplash
Рекомендуем:
- Топ-5 технологий, которые позволят маркетплейсу конкурировать в нише бытовой техники и электроники
- Как запустить маркетплейс и не прогореть?
- Как бренду получить 422% ROMI с помощью нативного продвижения на ритейл-площадке: кейс Danone и СберМаркета
- Видеоаналитика в магазинах: как выстроить коммуникацию с покупателями
- Как увеличить платёжную конверсию в ритейле: 7 лайфхаков от Payture
- Автоматизация ритейла: технологии становятся всё востребованнее. И дешевле
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.