Конец всем спорам в B2B: как в Skyeng подружили отделы маркетинга и продаж
CMO Skyeng B2B Вероника Зданович о том, как за счёт синхронизации отделов маркетинга и продаж сократить цикл сделки и на 43% увеличить количество новых привлечённых компаний на одного менеджера.
Каждый маркетолог не раз слышал фразу, небрежно брошенную менеджерами по продажам: «маркетинг даёт некачественные лиды». И, скорее всего, сам говорил: «менеджеры не умеют продавать».
Наш департамент не стал исключением. Мы тоже столкнулись с подобным конфликтом между отделами. Более того, мы не сразу начали искать решение проблемы, ведь сначала казалось, что она не сильно влияет на конечный результат. Спойлер: мы были не правы.
При более глубоком погружении в изучение конфликта оказалось, что рассинхронизация между отделами встречается довольно часто и входит в топ-3 причины, почему в компаниях возникают проблемы с продажами.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
В процессе споров мы выявили три направления, благодаря которым смогли подружить отделы и улучшить результаты по нескольким показателям. Например, сократить цикл сделки с 67 до 45 дней. Но об этом чуть позже.
Коммуникация между отделами помогла доработать позиционирование бренда
Ключевая проблема конфликта заключается в неэффективно выстроенном процессе коммуникации между отделами.
Банально, не правда ли? Кажется, что у всех давно всё отлажено и улучшать больше нечего. Однако, мы выявили три болевые точки, в основе которых заложена проблема несвоевременной передачи обратной связи друг другу. Это совместная работа отделов:
-
по разработке и развитию образа ЛПР;
-
созданию и трансляции УТП;
-
по созданию контента на реальные темы клиентов.
Так как наиболее полным и точным представлением о целевой аудитории обладает только отдел продаж, задачей маркетинга становится получение от менеджеров информации:
-
о точном портрете аудитории;
-
о реакции клиентов на позиционирование и контент;
-
о темах и болях, которые волнуют аудиторию.
На основании этой обратной связи маркетинг корректирует позиционирование и контент в соответствии с ожиданиями ЛПР и передаёт итоговые материалы в отдел продаж.
Звучит просто и понятно. Но в эту ловушку попадают многие компании. Мы сами несколько лет не могли из неё выбраться: продвигались как EdTech-платформа и ждали, что это произведёт «вау-эффект» и клиенты будут покупать наш продукт. В реальности такое позиционирование не оправдало наши ожидания.
И только когда мы совместно с отделом продаж провели глубокое исследование, поговорили с клиентами и изменили позиционирование в маркетинговых материалах, мы смогли достичь ошеломляющего эффекта. Менеджерам стало легче разговаривать с клиентами, клиентам стало проще идти на диалог, и наша воронка начала приносить желаемый результат.
Если маркетинг не проводит работу по актуализации своих материалов, это приводит к возникновению односторонней воронки: загрузили базу, она прошла по этапам и не дала нам никаких результатов.
Разделение ответственности
Как происходит чаще всего: маркетинг ответственен за количество приведённых лидов, продажи — за количество новых клиентов.
Такое разделение кажется логичным: в b2b цикл сделки достаточно длинный, и обосновать участие маркетинга в конечном результате практически невозможно. Но в этом и заключается основной конфликт отделов.
Что делать? Договориться и разделить ответственность. И это следующие две болевые точки, над которыми стоит работать для решения конфликта: совместная разработка MQL (marketing qualified lead — лиды, которые мы как маркетинг получили) и SQL (sales qualified lead — лиды, которые перешли на следующие этапы воронки) через маркетинг и продажи и внесение в KPI маркетинга показателей отдела продаж.
Как мы разделили ответственность между отделами
1. Договорились, что означает целевой лид. И поставили совместный KPI на долю входящих целевых лидов.
2. Сформировали совместный KPI для входящего трафика не только на количество и качество лидов, но и на их конверсию в следующие этапы. Например, маркетинг разделяет ответственность с отделом продаж за переход по воронке с этапа «взято в работу» в этап «назначение встречи».
Но даже при разделении ответственности подобным образом у нас осталась одна нерешённая проблема. Мы упускали часть качественных лидов из-за отсутствия дополнительного подогрева.
Почему это происходило
Маркетинг переставал мониторить, что происходит с потенциальными клиентами, которым не удалось продать продукт в первый месяц после заявки. Решить проблему удалось путём добавления в KPI маркетинга долгосрочных показателей конверсии.
У менеджеров, которые имеют отношение к входящему трафику, появился KPI: конверсия в продажу по новым входящим компаниям (на 1-ое число следующего месяца). В этот показатель мы фиксируем новых клиентов, которые пришли из лидов входящего трафика за текущий месяц.
Второй внедрённый показатель — количество компаний из канала «Входящий трафик» в общем факте. Результат достигается, если мы в этот месяц получили новых клиентов, определённая доля которых попала в нашу базу месяц или два назад.
И только тогда это обеспечивает долгосрочную совместную работу отдела входящего трафика с отделом продаж. Плюс такое сотрудничество даёт результат с точки зрения экономики компании: больше клиентов за те же деньги.
Именно внедрение совместных KPI напрямую повлияло на сокращение цикла сделки с 67 до 45 дней, а введение KPI на долгосрочные показатели — на повышение конверсии с каждого этапа когортной воронки с 12% до 23%.
Последнее по списку, но не по важности
Чтобы всё вышесказанное работало, важно соблюдать золотое правило: обеспечивайте полную прозрачность общения отдела продаж с клиентами.
Это касается и составления портрета ЛПР и даже таких банальных вещей, как последний контакт с клиентом. Например, если менеджер недавно общался с ЛПР, то мы можем быстро прогреть его коммуникацией. Но если это давний контакт, с которым общались письмом, понадобится тяжёлая артиллерия, чтобы конвертировать его в клиента.
Совместная работа маркетинга и продаж — ключ к увеличению бизнес-показателей компании без вложения дополнительных средств в отдельные каналы. Найдите причину возможного конфликта между отделами, и продажи вырастут в количественных и качественных показателях.
Вместо P.S.
Проверьте себя по чеклисту для крепкой дружбы отделов:
Источник фото на тизере: Prajjwal Garg on Unsplash
Рекомендуем:
- Как связать маркетинг и продажи внутри цифровой экосистемы
- B2B: как построить отдел продаж в бизнесе, чтобы обрабатывать в месяц более 300 заявок. Кейс Netpeak
- Маркетинг-Продажи-Директор: как сделать бизнес-процессы в этом треугольнике прозрачными
- 11 необходимых инструментов для менеджера по продажам в IT. Личный топ Бориса Николаенко, RTB House
- Как увеличить продажи с помощью геосервисов? Кейс интернет-магазина «Ситилинк»
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.