Как мы продвинули стартап в новой нише с помощью SEO
При запуске нового онлайн-сервиса на непрогретом рынке сделали ставку на таргетинг. И ошиблись: надо было начинать с поиска.
О том, как изучить принципы SEO-продвижения с нуля, трижды переделать сайт и в итоге попасть топ-5 Яндекса и Google, рассказал Роман Саулин, сооснователь стартапа Qeepl.
Провальный запуск продукта
Прежде чем поделиться опытом запуска стартапа, поясню, в чём суть и инновационность нашего продукта. Мы создали сервис хранения багажа, не имея собственных камер и помещений. Приложение Qeepl построено на модели посреднического бизнеса: мы связываем туристов и компании из Retail и HoReCa, которые готовы оказать услугу хранения вещей. Для пользователя процесс поиска и бронирования камеры хранения схож с бронированием на Booking и AirBnb. Бронирование ячейки происходит онлайн, после чего в личный кабинет приходит точный адрес пункта хранения и инструкция.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Первый сайт сервиса мы выкатили в феврале 2020 года, запустили таргетированную рекламу на весь мир без ограничений и ждали большого потока заказов. К слову, ни у меня, ни у моего бизнес-партнёра Романа Николаева на тот момент не было опыта в предпринимательстве и маркетинге. Мы вложились в разработку продукта и поиски партнёров, а вопросы продвижения нас интересовали в последнюю очередь.
Мы ожидаемо слили бюджет на таргетинг, так как выходила очень высокая стоимость клика. Потратили около 100 000 рублей на рекламу. На каждые 500 рублей рекламного бюджета зарабатывали 150 рублей, то есть уходили в минус. За месяц к нам обратилось около 20–30 человек.
Анализ ситуации показал 2 слабых места проекта
1. Сайт оказался слишком простым и неинформативным для неподготовленного рынка. Мультяшный дизайн и минимум информации не внушали доверия ни клиентам, ни потенциальным партнёрам.
2. Мы не учли самое главное — люди ищут камеры хранения в поисковиках по ключевым словам. А наш сайт не попадал в выдачу ни по одному запросу, связанному с камерами хранений багажа. То есть мы теряли бо́льшую часть целевой аудитории.
В этот момент случилась пандемия и как следствие — замирание туристической отрасли на несколько месяцев. Мы погрузились в изучение SEO и перезапуск проекта.
Новый сайт и SEO-продвижение
Первым делом мы взялись за сайт, и к моменту перезапуска в июле 2020 года изменили интерфейс и оптимизировали скорость загрузки. Информацию о том, что нужно делать, брали из книг по SEO и инструкций от Google и Яндекса.
Мы выделили место под элементы, чтобы они не двигались при загрузке, добавили Title и Description на все страницы, добавили sitemap.xml и rotots.txt, вставили ссылки в кнопки и alt в картинки.
Вторая версия сайта стала выглядеть серьёзнее и внушительнее:
Для работы над SEO подключили стандартные инструменты Google Search Console и Яндекс.Вебмастер, добавили Яндекс.Метрику и Google.Аналитику.
Проблема
С помощью инструмента проверки отдельной страницы в Google Search Console мы обнаружили, что наш сайт показывается пользователям и поисковикам по-разному.
Решение
Научились пререндерить страницы и выдавать их код Google и Яндексу в виде HTML.
Результат
При запуске нового сайта поисковикам нужно время, чтобы начать его показывать. Результат наших доработок мы увидели через месяц, когда наша главная страница попала в топ-100 Яндекса. Но Google по-прежнему нас игнорировал.
Читайте также: Переносим SEO: Часть первая. Как переехать на новый сайт и не пожалеть. URL, редирект и структура сайта и Часть вторая. Контент, коммерческие факторы, перелинковка
Работа с внутренними и внешними ссылками
Спойлер: после этого блока работ мы, наконец, появились в Google.
Внутренние ссылки
Изначально на нашем сайте можно было просто переходить со страницы на страницу, не открывая адрес. То есть сайт работал по принципу приложения. Мы добавили внутренние ссылки только на этапе доработок, это помогло поисковикам понять связь между страницами сайта.
Внешние ссылки
Для Google важно, ссылаются ли на твой сайт другие ресурсы. Узнав об этом, мы начали работу со СМИ, отзовиками и справочниками.
Из отзовиков выбрали самый, на наш взгляд, надёжный ru.trustpilot.com. С него нельзя удалять комментарии. Информацию о сервисе опубликовали в бесплатных 2ГИС Бизнес и Яндекс.Бизнес. Связались с несколькими мелкими СМИ, где о нас вышли статьи.
Кроме того, что нас увидел Google, все эти действия привели к повышению доверия со стороны клиентов и партнёров, увеличили конверсию на сайте.
Запуск блога на сайте
Параллельно мы начали создавать собственный блог и писать SEO-тексты. Определили, что будем метить в топ по точечным и не очень дорогим запросам: камера хранения + место + город. Например: «Камера хранения Московский вокзал Питер», «Камера хранения Третьяковка Москва».
Искали ключевые слова с количеством запросов до 3000 в Яндекс Вордстат.
Проверяли их на конкуренцию на сайте mutagen.ru, писали статьи от 400 слов до 1000 слов.
Для каждого города, где мы планировали открывать пункты хранения, сделали дополнительные страницы. Но был нюанс: добавлять статьи в блог приходилось через код, так как изначально мы не планировали продвигаться через SEO.
Промежуточный результат
К августу 2020 года, через месяц после перезапуска сайта, количество заказов в день выросло до 15.
Ребрендинг в связи с выходом в США
К лету 2021 года мы подключили к Qeepl 150 точек в 15 городах России, наняли команду специалистов. Проект вышел на стабильный доход — 500 000 ₽ в месяц.
Мы почувствовали в себе силы выходить на западный рынок. И сразу же столкнулись с проблемой, — первое название проекта “walkit” в связке с международным доменом com было уже занято. Пришлось переименовать стартап и переносить сайт на домен qeepl.com.
Для этого использовали Redirect 301 — способ перенаправления поисковых систем и посетителей сайта со старого URL на новый адрес. Далее в Google Search Console мы указали старый и новый сайт.
Помимо переноса, мы решили параллельно внести доработки в сайт, что повлекло неизбежную потерю трафика. Мы изменили интерфейс, создали английскую версию сайта, поменяли структуру, добавили новые разделы. Для добавления английской версии мы использовали тег alternate, это позволяет поисковикам определять языковые варианты одной и той же страницы сайта.
Ещё из доработок
Добавили несколько типов разметок из schema.org, чтобы Google отображал рейтинг и цену камеры хранения прямо в выдаче.
Добавили мету, микроразметку и хлебные крошки, теги open graph, twitter.
Поменяли title, description.
Написали больше 100 статей для двух блогов на русском и английском.
Оптимизировали скорость загрузки.
Поменяли алгоритм редактуры страниц, чтобы сотрудники могли это делать быстро и самостоятельно.
Local SEO
Мы разместили Qeepl на Google, Яндекс картах и 2ГИС, что позволяет нам показываться выше поисковых запросов. Следим за актуальностью данных в профиле, добавляем изображения, следим за режимом работы пунктов хранения, просим клиентов оставлять отзывы.
На самом сайте добавили страницы под каждый город, где работает наш сервис, а также создали страницы отдельно под основные достопримечательности, связанные с городом. Каждая такая страница города или достопримечательности содержит SEO-текст с указанием местных баров, кафе, магазинов со ссылками на сайт и адресом, что также помогает в локальном продвижении.
Всё это даёт поисковику понять, что мы связаны с определённым городом, благодаря чему пользователь видит информацию о локальных пунктах Qeepl. Например, если человек находится в Москве, то поисковик будет предлагать ему наши московские камеры хранения.
Результаты
-
Мы стабильно находимся в топ-5 поисковых запросов по ключевым словам, связанным с хранением багажа.
-
Параллельно с SEO, в фоновом режиме у нас запущены рекламные кампании, на которые мы теперь тратим не более 40 000 рублей в месяц.
-
На данном этапе два канала продвижения приносят нам ежемесячный доход 700 000 рублей.
-
В системе зарегистрировано 11 000 пользователей.
Источник фото на тизере: Bahador on Unsplash
Рекомендуем:
- 40+ инструментов SEO-специалиста. Личный топ Рамазана Миндубаева, TRINET.Group
- 10 способов бесплатного продвижения стартапа в США. Рекомендации Дины Мостовой, Mindset Consulting
- Команда, инвестиции, удача: что нужно для вывода стартапа на британский рынок за 10 месяцев
- 7 смертных грехов growth marketing-стратега, или Как заставить свой стартап умереть
- Чем опасна накрутка поведенческих в SEO и как её вычислить, если вы не сеошник
- Эффективное SEO: 5 ошибок сайта, которые мешают продажам, и как их исправить
- SEO: как узнать, что проект крутят, и почему так делать не надо
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.