Компания BGS Group за семь лет покорила рынок деловых мероприятий Европы. Задача HR-команды — найти и удерживать лучших: создать такие условия, чтобы молодые ребята, которых собирают в четырёх городах России, работали с огромным удовольствием и отдачей каждый день. Как это получается и какую роль в счастье сотрудников играют отлаженные процессы найма, рассказывает HRD Ирина Гудыма.
Автор:
|
Ирина Гудыма, руководитель HR-отдела BGS Group |
О компании
BGS Group — организатор бизнес-мероприятий международного уровня в сфере нефти, газа, медицины и фармацевтики. Среди постоянных клиентов крупные представители своих отраслей — Microsoft, Total, BP, Siemens, Газпром, Роснефть.
Конгрессы проходят в разных странах мира — в Италии, Испании, Германии, Швейцарии, команда путешествует по всему земному шару.
-
130 человек в команде.
-
Офисы в 4 городах России — Челябинске, Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге.
-
№ 4 в своей категории Рейтинга работодателей hh.ru.
Команда № 1 в конкурентной нише на европейском рынке
BGS проводит топовые отраслевые конгрессы, обязательные для посещения ключевыми игроками на рынках. Каждое мероприятие — площадка для нетворкинга и знакомства с новыми партнёрами, технологиями и решениями для лидеров отраслей и прогрессивных стартапов.
Все мероприятия закрытого типа, их полностью организует команда BGS. Программу и список участников формируем через аналитику трендов, чтобы каждый год оставаться на пике и катализировать отрасли. Большинство мероприятий направлены на европейский рынок, два — на рынок России и СНГ.
Международную повестку формирует небольшая российская команда, всего 130 человек — для успеха каждый день нужен огромный вклад от каждого. Это динамичная работа, в которой постоянно меняется контекст и возникают новые челленджи, и не всё можно заранее просчитать.
В последние годы это чувствуется особенно остро: сначала пандемия на год лишила команду возможности выезжать на места проведения конгрессов, сейчас в работе с Европой тоже добавилось сложностей. Мы постоянно анализируем ситуацию и находим новые пути, чтобы выдавать топовый результат без осечек.
Такой рабочий контекст формирует и требования к кандидатам. И, судя по отзывам, у нас получается:
HR-команда и задачи подбора
В компании работает 130 человек, офисы находятся в четырёх городах России. Начинали в Челябинске, там больше всего людей — практически весь бэк-офис: юристы, бухгалтеры, HR. Всего в Челябинске около 90 человек.
В Екатеринбурге, Москве и Санкт-Петербурге работают команды продаж по 10–20 человек. Офис в Петербурге — самый молодой, открылись в январе 2022 года. Есть сотрудники, которые работают на удалёнке и находятся в других городах.
В HR-департаменте два отдела:
-
Отдел рекрутинга — четыре рекрутера и HDR.
-
Отдел корпоративной культуры — три сотрудника и руководитель. Команда занимается внутренними задачами: развитием HR-бренда, офис-менеджментом и всеми корпоративными мероприятиями.
Задачи рекрутеров
Сейчас в работе у нашей команды около 30 вакансий. Текучесть кадров невысокая, порядка 10–15% в год, основной пул вакансий связан с потребностью компании в расширении. Во время пандемии BGS Group начала работу с новыми секторами экономики — к нефтегазу и энергетике прибавились мероприятия в медицинской сфере и фармацевтике. Это три новых мероприятия в год и прирост в подборе.
Целевые кандидаты — лингвисты или студенты со свободным владением английским языком, которые учились за границей и могут легко вести переговоры с носителями языка.
Компетенции рекрутеров: английский и психолингвистика
Рекрутеры в компании свободно говорят на английском — они сами оценивают уровень языка у кандидата, чтобы допустить к финальному собеседованию с руководителем, которое тоже проходит на иностранном языке.
В подборе рекрутеры не ограничиваются только тестовыми заданиями и интервью — кандидаты проходят дополнительные тестирования, решают кейсы, а их речь на собеседованиях проходит психолингвистический анализ. Лексика, фразы или стиль общения, которые используют кандидаты, помогают HR-специалистам выявить истинную мотивацию, склонности и нацеленность на результат.
Кого берём в команду мечты
В компании есть позиция, на которой всегда нужны люди, — это менеджеры по продажам. HR-команда знает задачи бизнеса и понимает, сколько специалистов нужно вывести на каждый конгресс, чтобы проект получился максимально прибыльным. Задача HR-специалистов — держать команды продаж укомплектованными.
Второй тип позиций — это точечный подбор в команды конгрессов. Это менеджеры проектов, PR- и ивент-менеджеры, маркетологи и аналитики. Есть вакансии в бэк-офис — это технические специалисты и бухгалтерия.
Ключевое в профиле кандидата — сильный иностранный язык. Вся работа компании — это конгрессы, проектная работа в разных странах, поэтому первое требование к кандидатам — уверенный английский от upper intermediate и выше.
Этапы подбора
Воронки по разным вакансиям разные, но чаще всего отбор проходит в четыре этапа:
-
Интервью по телефону с рекрутером.
-
Тестовое задание.
-
Собеседование с рекрутером.
-
Финальное собеседование с руководителем.
Есть вакансии без тестовых — это менеджеры по продажам и проектные менеджеры, которых лучше тестировать в коммуникации.
Каналы привлечения
Из-за специфики бизнеса целевые кандидаты — это люди с высшим образованием, российским или европейским. Поэтому региональные площадки работают плохо, там просто нет целевой аудитории. Подходящие резюме ищем на федеральном hh.ru — это основная онлайн-площадка.
Дополнительно рекрутеры компании ходят в вузы к студентам факультетов иностранных языков, и это уже живое общение. В компании сильная система обучения, поэтому здесь очень любят выпускников вузов. Ребят забираем, пока они ещё «не растеряли» язык и навыки учиться. Благодаря системе наставничества, сотрудники без опыта дорастают до руководителей — становятся тимлидами, ведущими.
Как оценить качество подбора: воронки и метрики
Воронка кандидатов помогает отслеживать качество подбора. В компании есть нормативы по всем этапам воронки, и команда понимает, всё ли в порядке. Например, HR-менеджер знает, сколько человек должны успешно пройти этап телефонного интервью, чтобы быть спокойным, что откликов хватает, они релевантны, поток в порядке. А если видит, что кандидатов на каком-то этапе не хватает — поднимается на уровень выше и проверяет, что там случилось.
Здесь помогает CRM Talantix, в которой мы ведём подбор: удобно, что можно гибко настроить любые воронки, дать этапам любые названия и отслеживать, что в них происходит.
Количественные метрики:
1. Срок закрытия — есть KPI на квартал и год, например, каждый HR закрывает по одной вакансии менеджера по продажам и по одной точечной вакансии в месяц.
Но по сложным вакансиям жёстких сроков нет, есть цель найти подходящего человека, чтобы в него можно было с уверенностью вкладывать силы и время руководителей.
2. Загрузка рекрутеров — в среднем это 8–10 вакансий на рекрутера, и это достаточно специфический точечный подбор.
3. Текучка. В компании минимальная текучесть кадров. Основные причины увольнения — человек решил переехать за границу, например, получил грант на продолжение учёбы в Европе.
Как настроить подбор без вовлечения руководителей
В BGS Group нет привычного многим деления на рекрутеров и заказчиков. HR-команда — это эксперты, которые полностью забрали на себя наём и несут за него 100% ответственность. Руководители прислушиваются к мнению эйчаров, задача тимлидов — только сделать финальный выбор из отобранных и протестированных ребят, понять, с кем они лучше сработаются, кто лучше дополнит команду.
В CRM-систему Talantix линейных руководителей не подключаем, в такой системе их просто не нужно включать в процесс. Заявки на подбор HR-команде ставят в «Битриксе» — это общая система управления бизнес-процессами в компании, или вакансию открывают сами рекрутеры. Вся работа по поиску и оценке проходит в Talantix, руководителей приглашают только на финальное собеседование, снабдив всеми вводными по кандидату.
Зачем BGS Group нужна CRM для рекрутмента
Мы ценим автоматизацию и удобные инструменты для работы, потому что время — самый мощный и невосполнимый ресурс. CRM Talantix, с которой мы работаем уже несколько лет, помогает сберечь время и подчинить себе хаос. Вот что наша команда ценит в CRM для подбора:
1. Сложный и многоступенчатый подбор: по каждой вакансии есть своя воронка и бланки оценки. Получается много деталей, которые важно учитывать на каждом этапе. Чтобы не держать всё в голове и минимизировать рутину в работе с информацией, нужна общая система для всех рекрутеров.
2. База кандидатов, в которой удобно работать командой в нескольких городах присутствия одновременно. У BGS Group большая команда HR-менеджеров, и они часто рассматривают одних и тех же кандидатов на разные вакансии. Поэтому важно, что в Talantix можно хранить всю историю по кандидату в его профиле: информация дополняется в одном пространстве, все в команде видят историю целиком — кто уже общался с человеком, когда, по какой вакансии, до какого этапа дошли и почему не наняли.
3. Гибкость CRM-системы — возможность настроить инструменты под себя и влиять на её развитие.
Инструменты Тalantix и hh.ru
1. Опросник «Как дела»
Рекрутер в компании созванивается с каждым получившим отказ кандидатом, чтобы дать развёрнутую обратную связь. Звонок подкрепляется NPS-анкетой, которую мы собрали в опросниках сервиса и рассылаем автоматически — как только резюме попадёт на соответствующий этап воронки. У этой практики две цели:
Во-первых, регулярно смотреть на процесс подбора глазами кандидата — чаще всего, человек всё равно доволен общением и готов рекомендовать BGS Group как работодателя. Но если появляется конструктивная критика бизнес-процессов, на неё обязательно обращаем внимание.
Например, один кандидат написал, что ему было неудобно общаться в почте, он бы предпочёл мессенджер — с тех пор ключевую информацию кандидатам дублируем в СМС, которые тоже интегрированы в Talantix, так что ещё один канал коммуникации не требует от команды дополнительных усилий.
Во-вторых, дать возможность не получившему оффер кандидату высказать негатив. За полтора года, как внедрили этот опросник, HR-команда не встретила ни одного негативного отзыва о компании в публичном поле.
2. Интеграция с Telegram
Написать кандидату и уточнить какой-то момент или скинуть ссылку на собеседование — это удобно, гораздо быстрее, чем дозваниваться по телефону, и ответ от кандидата приходит в разы быстрее, чем если общаться по почте.
3. Автообновление базы резюме
В базе резюме BGS Group в Talantix уже более 56 тысяч кандидатов, и это огромная ценность для компании. Наша команда регулярно возвращается к базе, особенно во время подбора в городах, где не так много откликов и релевантных кандидатов в принципе. Автоматическое обновление резюме, импортированных из откликов с hh.ru, помогает следить за карьерным треком кандидатов и вовремя возвращаться к общению с ними.
4. Email-рассылки вакансий
Работать с резюме повторно помогают рассылки по базе, которые тоже можно делать через Talantix. Кандидаты, которые остаются в базе на этапе «Архив», получают информацию по открытым вакансиям и хорошо откликаются. Люди воспринимают это как счастливый случай: только они начинают искать работу, как получают письмо от компании, с которой раньше когда-то хорошо пообщались. И охотно пробуют снова.
5. Анализ воронки кандидатов
В компании три управляющих партнёра, один из них отвечает за HR-направление. Качество работы своего направления он оценивает по воронкам: если рекрутеры чётко закрывают потребности компании в людях, если в воронках на каждом этапе достаточно кандидатов, значит, процесс работает и всё в порядке.
Если что-то идёт не так, где-то не хватает людей, процесс начинает буксовать или слишком растёт нагрузка, наша команда анализирует ситуацию и готова быстро и гибко менять рабочие процессы.