Как в видеоигре. Почему мы внедрили геймификацию в рабочие процессы и к чему это привело
Реальный опыт успешного внедрения игровых механик нематериальной мотивации.
На связи digital-агентство Starta. Мы провели анонимный опрос, чтобы получить честный фидбэк о работе в компании. 25% сотрудников написали, что им не хватает признания и похвалы. Оказалось, что у нас много ребят, которые ценят ощущение собственного вклада в общее дело больше, чем деньги. Тогда мы решили сделать систему нематериальной мотивации, которая работала бы долгие годы и не надоедала команде. Эта идея привела нас к геймификации, а геймификация — к появлению маркетплейса с заданиями и внутренней валютой.
Делимся своим опытом внедрения игровой механики для мотивации сотрудников и рассказываем о первых результатах.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Использовали опыт видеоигр
В RPG есть квесты, где игроку нужно добраться до локации, сделать задание и получить награду. Такую механику можно внедрить в рабочие процессы. Вместо квеста могут быть поручения, которые не вписываются в привычный список задач, а вместо очков опыта — бонусы за выполнение.
Превращать всю работу в игру — как минимум странно и неэффективно, но можно некоторые процессы дополнить и улучшить геймификацией. В статье How Gamification in the Workplace Impacts Employee Productivity на платформе Medium, перечислены рекомендации для тех, кто хочет внедрить игровые механики.
-
Определить цель. К примеру, обучение, адаптация или мотивация персонала. Цель поможет решить, в каком направлении двигаться дальше.
-
Прописать чёткие правила игры. Сотрудники понимают, что нужно сделать для получения бонусов и как их потратить. Руководство готово вкладывать дополнительные ресурсы — деньги и время, чтобы система мотивации работала.
-
Создать геймифицированную платформу с учётом пользовательского опыта. Вне зависимости от того, что вы выберете: отдельный сайт, приложение или чат-бота, лучше заранее продумать, как платформа будет взаимодействовать с остальными рабочими инструментами.
-
Убедиться, что это действительно геймификация и она работает на свою цель. Игровая механика должна быть интересной для сотрудников, вовлекать в процесс взаимодействия и вызывать приятные эмоции. До разработки системы можно собрать фокус-группу, чтобы она объективно оценила идею.
-
Выбрать механики, которые подходят команде. Если в коллективе есть соперничество, можно его усилить и ввести таблицу со списком лидеров и значки отличия. Можно, наоборот, ослабить и не сравнивать сотрудников в открытом пространстве. Геймификация не должна портить отношения в команде и создавать нездоровую атмосферу.
Выбрали формат маркетплейса
Перед нами стояли две задачи.
-
Поощрить сотрудников, которые уже делали полезные для бизнеса задания на энтузиазме. Например, проводили обучения и пополняли базу знаний регламентами и обучающими статьями.
-
Вовлечь менее активных ребят, чтобы они участвовали в жизни компании. Не все готовы тратить время и силы на задания, которые не входят в непосредственные обязанности, без дополнительной мотивации.
Маркетплейс помог выполнить обе задачи. Есть задания, которые нужно выполнить для получения бонусов. Например:
- провести внутреннее обучение;
- написать инструкцию, чтобы не приходилось постоянно объяснять одно и то же;
- придумать идею корпоратива и помочь с организацией;
- предложить идею нового продукта, которая дошла до релиза.
Помимо перечисленных, мы предусмотрели менее затратные по времени варианты: опубликовать в Instagram* пост со ссылкой на аккаунт компании или не опаздывать в течение месяца. Чтобы система была более гибкой, введён ряд ограничений. Так, публикация в соцсети возможна один раз за месяц, а на корпоратив, организованный сотрудником, должно прийти не менее 80% команды.
Вместо товаров в маркетплейсе есть каталог с наградами, чтобы сотрудники могли выбрать поощрение самостоятельно, с учётом своих вкусов.
Мы продумали разные бонусы.
-
Материальные. Сертификат в торговый центр, компенсация медицинских услуг, абонемента в тренажёрный зал или транспорта, оплата подписки на музыкальные или книжные онлайн-сервисы.
-
Корпоративные. Мы и так дарим мерч на дни рождения компании, но решили добавить его в маркетплейс. Можно выбрать толстовку, футболку, кепку и фирменную полиграфию.
-
Связанные с рабочим процессом. Можно взять дополнительный выходной, приходить на час позже или уходить на час раньше одну неделю или даже делегировать одну задачу на руководителя.
-
Ироничные и самоутверждающие (они же самые популярные). Можно купить статью о себе и разместить её на сайте, неделю ласкового обращения вроде «котика» или «зайки». Либо попросить, чтобы называли так, как захочется. Например, мы целую неделю называли проектного менеджера Императрицей.
-
Рандомные. Любители сюрпризов могут взять случайную или секретную награду.
Как показала практика, сотрудники редко выбирают материальные бонусы. За три месяца мы потратили 10 тысяч рублей. В топ-3 бонуса попали:
- обмен должностями или обязанностями с коллегой на один день;
- участие в лотерее;
- толстовка с логотипом компании.
Создали внутреннюю валюту
Чтобы наладить процесс «продажи» бонусов за дополнительные задания, мы внедрили внутреннюю валюту — стартики. Валюта начисляется и списывается в маркетплейсе. Здесь же можно посмотреть историю операций — списки выполненных заданий и заказы из каталога с бонусами.
За некоторые действия можно лишиться стартиков. Например, если попасть в топ-3 опаздывающих на работу в течение месяца либо написать некачественную статью в БЗ. Также стартики можно подарить коллеге, если выбрать соответствующий товар в каталоге, либо поставить в лотерее. В конце каждого месяца разыгрывается джекпот, и победитель забирает половину от призового фонда, при этом вторая половина сгорает.
Оценили результаты за три месяца
Прошло три месяца как мы внедрили систему мотивации. За это время вовлечённость сотрудников поднялась с 50% до 75%. Ребята пополняют базу знаний, проводят и посещают внутренние обучения и получают за это бонусы. При этом качество БЗ и тренингов не страдает. Мы следим за тем, чтобы статьи были действительно полезными, а обучение не проводилось ради дополнительного отгула.
Стало больше поводов поощрить активных ребят, которые не только выполняют рабочие задачи, но и предлагают свои идеи по улучшению продуктов компании и делятся опытом с коллегами.
К каким выводам мы пришли
У нас получилось внедрить интерактивную мотивацию, потому что в агентстве горизонтальное управление и средний возраст команды — 25 лет. Если управление идёт с позиции силы и в компании больше санкций, чем поощрений, такая система не приживётся.
Консервативное руководство не поймёт, зачем тратить на сотрудника больше денег или давать отгул за дополнительную работу. Сотрудники будут в недоумении: почему теперь они могут проявлять инициативу по желанию и за бонусы, а не в добровольно-принудительном порядке.
Помимо заданий и бонусов, нужно продумать ряд ограничений.
-
По количеству заданий. Дополнительные задания не должны мешать выполнению основных задач, поэтому у нас оплачивается только одна статья в БЗ или только одно обучение в месяц.
-
По внутренней валюте. Количество начисленных бонусов должно быть пропорционально пользе. Мы по-разному оцениваем пост в соцсетях с отметкой профиля компании и идею нового продукта, которая дошла до релиза.
-
По бюджету. Бонусы с денежной компенсацией ощутимы для сотрудника, но при этом не должны стать крупной статьей расходов для компании.
Геймификация — хорошее решение, если компания уже предлагает зарплату в рынке и здоровые отношения в коллективе. Если сотруднику не хватает денег или он приходит в офис, как на каторгу, игровые механики не помогут. Возможно, сработают в худшую сторону и снизят лояльность до минимума.
Ресурсов компании должно быть достаточно, чтобы создать и содержать ещё одну площадку. По нашему опыту, на разработку такого маркетплейса нужно 80–100 часов. Если горят внешние задачи, лучше отложить эту историю до лучших времен.
*Соцсети Instagram и Facebook запрещены в РФ; они принадлежат корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской.
Рекомендуем:
- Как мы е̶л̶и̶ ̶с̶о̶б̶а̶к̶у̶ геймифицировали обучение
- Геймификация как инструмент мотивации сотрудников
- Геймификация для бренда: как внедрить игровые механики в маркетинг
- Как строить и мотивировать команду с нуля
- Я тут подумала: как мотивировать сотрудников, не повышая зарплату
- Мотивация сотрудников в рекламном агентстве. Часть 6, финальная
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.