Как продвигать бизнес и личный бренд с помощью книги
Кейс предпринимателя и тиктокера: сколько стоит написать книгу и что она даёт в плане продвижения.
Написать собственную книгу ― без малого год времени и несколько тысяч долларов затрат. Однако результат может покрыть все усилия. Стоит ли выбирать такой трудоёмкий и дорогой инструмент продвижения компании и личного бренда? Основатель компаний EnglishPapa и BookYourStudy Сергей Сулимов рассказывает об опыте написания книги «Образование за границей. Полное руководство» и делится, какой эффект она принесла.
Я занимаюсь образовательным бизнесом больше 20 лет. «Учиться за границей бесплатно ― это не сложно и не страшно» ― такой простой и, как оказалось, неочевидной идеей я делюсь в своих тиктоках. Понял, что тема интересует многих, когда увидел миллионы просмотров и сотни новых подписчиков в соцсетях. Меня завалили вопросами. Решил ответить на них одним махом, всем и сразу. Самым удобным мне показался формат книги.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Книг я раньше не писал, но решил попытаться. Я построил её на собственном опыте обучения по стипендиям в США, Германии и Великобритании, а также опыте моей компании по подбору и организации учебы за границей.
Что книга даёт бизнесу
Книга для меня ― возможность принести пользу людям и точно не попытка заработать. Однако не стоит закрывать глаза на то, что это сильный инструмент маркетинга, который помогает укрепить личный бренд, деловую репутацию и привлекает потенциальных клиентов.
Демонстрация активности, незаурядности и уникальности
Говорят, что человек в своей жизни должен сделать три вещи: посадить дерево, построить дом и вырастить сына. А вот кубинский поэт и писатель Хосе Марти расставлял приоритеты немного иначе: «посадить дерево, вырастить сына и написать книгу». Я с ним в чём-то согласен. Приходилось не раз слышать: тот, кто сегодня читает книги, завтра будет управлять теми, кто их не читает. Что тогда говорить о тех, кто их пишет. Всё-таки уважение к пишущему человеку в нашем обществе по-прежнему высоко.
«Твёрдое» подтверждение экспертности
Книга в руках ― это опыт, который можно потрогать. Будучи студентом провинциального института, я мечтал о международно признанном образовании, которое поможет мне создать бизнес мирового класса. Я трижды осуществил мечту, получив полное финансирование своего обучения в зарубежных вузах. И написал именно об этом.
«Он такой эксперт, что у него есть своя книга» ― не самый вредный стереотип, который всё ещё работает. При этом такой капитал идентичности я заработал честно и, как модно говорить, «экологично». Читателю не приходится «отжимать воду»: я позаботился о чётком построении материала: от личной образовательной траектории до специфики конкретных стран, вузов и программ.
Повод для публикации в СМИ
О книге как о бизнес-кейсе писали в деловых и маркетинговых СМИ, например, в сообществе менеджеров e-xecutive.ru и на портале probusiness.io. Этот инфоповод позволил мне заявить о себе там, где ранее не удавалось предложить релевантную тему.
Разнообразие в контент-плане
Даже совместный с подписчиками выбор обложки для книги принёс мне просмотры, лайки и комментарии в социальных сетях. А в результате и бо́льшую вовлечённость аудитории.
Подарок партнёрам
Свою книгу приятно вручить в качестве подарка партнёру, клиенту или другу. Я получил много поздравлений по поводу выхода книги даже от конкурентов. Это даёт энергию.
Прямая реклама услуг
Если прагматичнее, то в текст можно включить информацию о своих бизнес-проектах и услугах. Есть вероятность, что мои читатели когда-нибудь станут моими лояльными клиентами.
Сколько стоит написать книгу
Я принял решение писать книгу самостоятельно, а не через издательство. Составил содержание, собрал мнения экспертов, нанял копирайтера, которому надиктовывал мысли и рассказывал о своём опыте, обратился к стиль-редактору. Через год закончил рукопись на 450 тысяч знаков. Её подготовка обошлась мне примерно в 2,5 $ тысячи.
Я начал искать издателя и решил обратиться в Ridero. Там вычитали и сверстали текст и выпустили книгу в электронных форматах pdf и fb2 (всё примерно за 300 $). Фотосессию и дизайн обложки я заказывал у фрилансеров (около 120 $). Электронная книга появилась в продаже весной прошлого года, причём не только на площадке Ridero. Доступна была и печатная версия (по запросу покупателя). Я успел собрать немного предзаказов через соцсети.
Только спустя много месяцев мне случайно удалось обзавестись контактом редактора из издательства АСТ. Там заинтересовались моей рукописью и выпустили книгу за свой счёт тиражом в 1500 экземпляров.
Как продвинуть книгу
Вот что я делал.
Упоминал на мероприятиях
Каждый раз, когда у меня появлялась возможность, я рассказывал о книге на крупных мероприятиях. Например, выступал на онлайн-конференции «Образование за границей ― новая реальность», на заседании Ассоциации российских консультантов по образованию.
Запускал таргетированную и контекстную рекламу
Вместе с маркетологами мы заложили на это бюджет в 1000 $, но большого эффекта не получили.
Снимал промо для TikTok
Я понимал, что выхожу с книгой на новую аудиторию, претенциозную, искушённую и скептичную. Предполагал, что потенциальные покупатели проводят в TikTok не так много времени. Но всё же решил заручиться поддержкой подписчиков и не прогадал. Среди них тоже оказались покупатели книги.
Советовался с книжным продюсером (безрезультатно)
Мне предложили годовой план продвижения (без обещания успеха) и рекомендовали участвовать в выставках и телешоу. Но ни за сопровождение ($2 700 в месяц), ни за телеэфир ($1 400 за 3 минуты) я платить не захотел. Сделал вывод, что продюсирование книг ― это бизнес. Ценник разный, количество дорогих дополнительных услуг бесконечно много, гарантий ― ноль.
Участвовал в литературном конкурсе
Большую роль в успехе книги сыграла победа в литературном конкурсе нон фикшн произведений «Это факт» от издательства «ЛитРес». Об этом совершенно бесплатно написали СМИ. Да и продажи на платформе ЛитРес пошли вверх.
Как сделать книгу эффективным маркетинговым инструментом
Далеко не каждая книга даст эффект в продвижении личного бренда и бизнеса. Я не случайно начал писать книгу сам, а не обратился в издательство, хотя это казалось самым простым способом. В издательствах от авторов требуют вычищать из рукописи малейшую саморекламу: названия бизнесов, ссылки на соцсети, описания своих продуктов и услуг. Помимо творческих ограничений это привело бы к куда большим тратам (я прогнозировал от 10 тысяч $), чем самостоятельный подбор подрядчиков, и передаче прав на рукопись.
Считаю, что в переговорах с подрядчиками и издательствами нужно стремиться отстаивать авторское видение и не идти ни у кого на поводу. Меня просили переписывать содержание, избавляться от некоторых глав, менять аннотацию, но я на это не пошёл и ни разу не пожалел.
Отмечу, что не стоит выставлять слишком высокую цену. На Ridero мы поначалу продавали электронную версию за 19 $, а бумажную за 39 $. Это при том, что средняя цена печатной книги по рынку не превышает 10 $, а цифровые стоят и того меньше. Мне не хотелось обесценивать свой труд и я пытался понять, готов ли читатель к таким ценам. Но вскоре мы их снизили до среднерыночных.
В результате мой энтузиазм позволил продать за год больше 500 экземпляров. Для нехудожественной книги, по-моему, хороший результат. Если нон фикшн расходится тиражом в 2 тысячи экземпляров, это уже бестселлер. Однако продажи ― это не главное. Эффект приносят информационные поводы вокруг этого, резонанс, медийный шлейф. Я ощутил, что после выхода книги интерес к моим соцсетям вырос, а это прямой путь к знакомству новых людей с моими продуктами и услугами.
Когда книга готова ― писать ли вторую?
Мне понравилось работать над рукописью. Я поймал себя на мысли, что готов пройти этот путь снова. Теперь пишу книгу о том, как начать бизнес, развивать его системно, выбрать свою нишу или уйти во фриланс.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.