Google Analytics 4: кому он нужен уже сейчас?
Что такое Google Analytics 4?
Это новая версия аналитики от Google. Предпосылки к появлению этого продукта были еще в 2019 — развитие ресурса «App + Web» и инструмента Firebase — но только сейчас состоялся полноценный запуск. GA4 ещё дорабатывается, так что это нужно учитывать, читая любые обзоры, — возможно, разработчики внесут новые функции и исправят ошибки. Но при подключении новых проектов к аналитической системе Google уже активно предлагает воспользоваться новой версией, так что хорошо бы понимать, как это устроено.
Что изменилось?
Главное — подход к данным. Если раньше данные собирались по сессиям, то теперь фокус переместился на пользователя и его действия. Основные метрики теперь завязаны на события.
Зачем?
Все больше ресурсов активно используют мультиканальность: один и тот же сервис может иметь классическую веб-версию и мобильное приложение. Также все большую популярность приобретает SPA-технология для веб, которая использует другой принцип обращения к серверу. В таких ситуациях собрать данные и объединить их в единую систему было очень сложно.
Привязка к событиям поможет получать более точные данные: если раньше один и тот же человек мог за условный день начать несколько сессий, и в каждой из них действия бы учитывались снова, то теперь они привязаны к конкретным пользователям.
Как это работает?
Благодаря User ID, Google Signals и Device ID. User ID помогает привязывать все события к личному кабинету пользователя на сайте. Если такого функционала нет, включается Google Signals — если пользователь авторизован в браузере и пользуется сервисами Google, вся его активность будет отслеживаться в привязке к его аккаунту. Device ID похож на User ID — система распознает отдельное устройство и отслеживает его конкретные действия.
Учитывая, что сейчас активно ужесточается политика в отношении cookies, Google переходит на инструменты, которые помогут собрать точные данные без их помощи.
Что ещё полезного добавили?
Кроссплатформенность. Для многих проектов кроссплатформенный UJ уже давно обыденность, а вот хорошо его отследить и получить данные было сложно — Universal этого делать не давал как раз из-за того, что он работает с сессиями, и каждый новый браузер и устройство считал за нового пользователя. В GA4 благодаря новым решениям есть возможность отследить путь пользователя, даже если он открывает приложение или сайт с нового устройства.
Поменяли метрики. Оно и понятно — раз фокус сменился на события. Теперь вместо средней продолжительности сессии считается среднее время взаимодействия (срок между первым и последним взаимодействием) — это позволяет точнее измерить продолжительность активности пользователя на платформе. На смену показателю отказов пришёл уровень вовлечённости — теперь метрика считает не процент сессий без действий, а сессий с вовлечением.
Упростили настройки. Это одно из самых приятных улучшений. Universal приобретал все новые функции, меню становилось всё сложнее, а новичку всё труднее во всём этом разобраться. GA4 все упростили: начиная с интерфейса — например, сократили пункты в меню и перенесли отображение некоторых из них на основной экран — и заканчивая конкретными деталями. Так, 6 видов событий теперь можно настроить автоматически, просто поставив в счётчике нужный флажок. А вместо того, чтобы вручную задавать конверсии, можно просто отметить это в настройках метрики (ограничение в 20 целей, кстати, тоже сняли).
Упростили ещё и названия событий: теперь не нужно сочинять названия для обязательных параметров, а придумать событию одно имя, а дополнительные характеристки передавать параллельно. Их, кстати, можно задавать и на латинице, и на кириллице.
Появилась библиотека отчетов. В GA4 сократилось количество стандартных отчетов — остались только самые базовые. Но при этом появилась целая библиотека, в которой можно настраивать максимально гибкие отчеты под конкретные цели — в настройках можно использовать все необходимые инструменты: графики, таблицы и другие.
Интеграция с BigQuery. Для пользователей GA4 доступ к инструменту BigQuery будет бесплатным, так что работать с большими массивами данных будет ещё проще. Но есть нюанс! Скорее всего, этот функционал доступен, потому что теперь в GA4 нельзя будет хранить данные дольше 14 месяцев. Поэтому их придётся постоянно выгружать в BigQuery, чтобы не потерять накопленную аналитику и иметь возможность строить прогнозы и делать выводы.
В чём недостатки?
Тут стоит ещё раз напомнить, что GA4 был запущен относительно недавно и всё ещё дорабатывается, а значит, многие из этих недостатков в скором времени могут быть исправлены.
Не все метрики выводятся в дашборды в Google Data Studio. Для наших клиентов мы активно используем интерактивные отчёты, но при попытке интеграции GA4, некоторые метрики просто не переносятся. Скорее всего, это просто дело времени, но пока эта проблема есть.
Нет работы с представлениями. Это актуально не для всех проектов, но это может стать проблемой для тех платформ, у которых есть мультиязычные версии или для тех, кому важно разделять dev, stage и live. Пока вся информация стекается в один общий массив, из которого невозможно вычленить данные по разным представлениям.
Ограниченный срок хранения данных. GA4 не даёт хранить данные аналитики дольше 14 месяцев, так что теперь придётся постоянно выгружать их в BigQuery или использовать другие инструменты.
Главный вопрос. Стоит ли переходить?
Переходить стоит — скорее всего, Universal Analytics будет постепенно сворачивать свою работу, во всяком случае, новых функций там точно можно не ждать. В какой период это произойдёт, пока неизвестно, но к этой ситуации нужно подойти готовым.
Кому, на наш взгляд, уже стоит переходить на GA4?
Кроссплатформенные проекты. Новые функции помогут отследить весь путь пользователя и получать более точные данные, завязанные на пользователях, а не на отдельных сессиях.
Проекты с углублённой аналитикой. Функционал GA4 предусматривает большой набор инструментов для создания персонализированных отчётов и отслеживания разных событий, которые могут быть заданы конкретными пользователями.
Проектам, в которых может появиться app/SPA. Благодаря GA4 данные сайта и приложений/SPA будут собираться по одному принципу, а значит, будет проще их агрегировать и сопоставлять.
Проекты, которые используют рекламу на Youtube. GA4 предусматривает интеграцию с Youtube Ads, чтобы отслеживать показы рекламы, время просмотра, переходы и так далее.
Но самым разумным решением будет одновременно использовать GA Universal и GA4. Почему?
Данные, накапливаемые в разных версиях, будут отличаться из-за разных подходов, поэтому мы сможем пользоваться разными инструментами и получать более точную аналитику.
К тому же переход на GA4 неизбежен, но к моменту, когда он произойдёт окончательно, в проекте уже будут исторические данные, которые можно будет использовать. Плюс, специалисты уже успеют привыкнуть к интерфейсу и не нужно будет проводить срочные дополнительные тренинги.
А пока GA4 дорабатывается, можно продолжать пользоваться Universal как раньше и не боятся потери данных из-за технических недоработок или неполадок.
Переход на новую систему будет не самым простым: поменялся не только интерфейс, но весь подход к аналитике и сбору данных, но в условиях современных проектов это стоило ожидать. Теперь осталось только привыкнуть и разобраться — а в этом всегда может помочь команда аналитиков Convergent.