Мобильные метаморфозы: как изменился рынок мобильной разработки в России
Павел Кузнецов, руководитель группы мобильной разработки DD Planet:
Начал свой карьерный путь в 2016 году с должности ведущего разработчика. За пару лет вырос в компании DD Planet до руководителя группы мобильной разработки. Является постоянным докладчиком и спикером профильных мероприятий.
В прошлом году индустрия мобильных приложений приостановила свой рост — как в России, так и в мире в целом. По данным компании Data.ai (бывшая App Annie), объем мирового рынка сократился на 2%, а потребительские расходы — на 19%. Падение произошло по большей части за счет мобильных игр — ниша неигровых приложений, наоборот, выросла. Это естественный спад после ковидного бума, когда интерес потребителей к развлекательным сервисам вырос в разы.
Статистики по России за прошлый год нет, но по нашим наблюдениям, рост рынка тоже замедлился. Во многом это связано с повышением качества приложений и как следствие — перенасыщением рынка. Во многих нишах основную долю заняли крупные игроки: Яндекс.Такси, Delivery Club, Telegram, WhatsApp, VK, Instagram (принадлежит Meta, признанной в России экстремистской организацией) — и составить им конкуренцию довольно сложно.
Еще один фактор спада — экономическая ситуация на мировом рынке и максимальный за последние 7 лет рост инфляции. Это заставило многие небольшие компании отложить или сократить инвестиции в мобильную разработку.
Впрочем, это коснулось не всех ниш. Так, рынок интеграционных решений, которыми мы занимаемся, практически не изменился. Этот сегмент слабо восприимчив к внешним экономическим факторам: такие продукты требуют долгосрочного планирования, поэтому бюджеты на них были заложены еще до 2022 года. Кроме того, заказчики здесь — прежде всего крупный бизнес, на который общая ситуация повлияла в меньшей степени, чем на МСП.
Блокировки магазинов
Главным событием на российском мобильном рынке в 2022 году стала блокировка доступа к оплате в Google Play и App Store, а также удаление с этих площадок продуктов подсанкционных банков. Нельзя исключать риск, что западные магазины могут полностью прекратить работу в стране — хотя такой вариант развития событий маловероятен.
Но даже при таком сценарии у компаний всегда будут способы перестроиться под новые вводные. Скорее всего, это приведет к смещению способов распространения приложений из магазинов на альтернативные площадки. Так, банки уже сейчас обходят существующие блокировки — в частности, загружают свои продукты в российские магазины приложений, которые открылись этой весной — RuMarket, NashStore и RuStore. Эти площадки могут быть полезны не только подсанкционным компаниям: потенциально они могут увеличить охват аудитории и вместе с тем практически не требуют адаптации продуктов.
Правда, доступ к альтернативным площадкам есть только у владельцев ОС Android. С iOS все несколько сложнее из-за ограничений системы на установку сторонних магазинов. Поэтому банки периодически выпускают приложения под другими названиями и загружают в App Store — например, СБОЛ для доступа к СБЕР и «Все просто» для клиентов ВТБ. И хотя периодически магазин удаляет такие сервисы, часть пользователей успевает их скачать.
Децентрализация и open source
Официальные магазины — не единственный способ установить приложение на устройство. Сделать это можно и вручную с помощью установочного пакета: это файл формата APK для Android и IPA для iOS, который содержит в себе все данные приложения. Его можно скачать на телефон как обычный файл и запустить через него установку. Этой процедурой уже сейчас пользуются банки, чьи сервисы были удалены из Google Play и App Store. Так, клиенты СБЕР могут скачать с сайта компании APK-файл и установить приложение самостоятельно или в отделении с помощью сотрудников. Владельцам iPhone для этого нужно либо прийти в офис банка, либо воспользоваться браузерной версией приложения (PWA).
Весной 2022 года о PWA много говорили как о замене нативных приложений в условиях санкций. PWA, Progressive Web App — это сайт, который выглядит и работает как приложение: открывается через отдельную иконку, может отправлять уведомления, получить доступ к камере и другим инструментам. Но функции PWA достаточно ограничены: оно не дает возможности для интеграций с операционной системой, для 3D, сложного процессинга и некоторых других функций. Поэтому вместо браузерных приложений все больше используются open source-решения или собственные разработки. Постепенно это ведет к децентрализации рынка и ослаблению монополии Google и Apple.
Экономия бюджетов
Еще один тренд на рынке мобильной разработки — поиск решений, способных уменьшить ее себестоимость: это фактор, который снижает доступность приложений для компаний с небольшими бюджетами. Цены начинаются от 750 тысяч рублей и могут доходить до 30-50 млн.
Такая стоимость связана не с маржинальностью разработки, а с высокими затратами на нее. Во-первых, приложения создаются в двух версиях: на Kotlin для Android и Swift для iOS — поэтому над ними работают две команды специалистов. Во-вторых, хороших мобильных разработчиков мало, поэтому они очень дорогие. Наконец, создание мобильного приложения требует в 2-3 раза больше времени, чем идентичный сайт. А это значит, что трудозатраты умножаются во столько же раз.
Чтобы снизить влияние этих факторов на стоимость разработки, компании все чаще обращаются к кроссплатформенным фреймворкам. С их помощью можно создать одну версию приложения сразу для Android и iOS и таким образом сэкономить на размере команды.
Второй способ снизить стоимость разработки — декларативный UI (user interface, или интерфейс приложения). Верстка интерфейса мобильных приложений очень трудозатратная, но можно сократить время на ее создание с помощью инструментов декларативного программирования — одного из методов написания кода. Он подразумевает, что вместо последовательности задач нужно описать результат, к которому должен прийти процессор. В мобильной разработке на iOS для этого используется фреймворк SwiftUI.
Дефицитнее и дороже
Изменения в отрасли мобильной разработки коснулись и рынка труда. Так, в начале года усилился дефицит опытных специалистов: из-за нестабильной ситуации многие решили повременить со сменой места работы, а компании приостановили найм. Но уже к лету ситуация выровнялась, поскольку на рынок вышли бывшие сотрудники брендов, прекративших работу в России.
Одновременно заметно выросло число начинающих специалистов — по большей части выпускников краткосрочных ИТ-курсов, ощутивших в прошлом году рекордный спрос на свои продукты.
Что касается уровня зарплат, он продолжает расти, хотя темпы роста значительно замедлились. Если в первом полугодии 2022 году медианная зарплата мобильного разработчика составляла 187 тысяч рублей, то во втором — уже 198 тысяч, а за первый квартал 2023 — 229 тысяч, в Москве — 262 тысячи. Предпосылок к изменению этой тенденции пока нет: хороших специалистов по-прежнему мало, а спрос на мобильные приложения растет.
По этой же причине не стоит опасаться, что рынок рухнет в случае прекращения работы Apple Store и Google Play или блокировки какого-либо софта. Приложения стали настолько важной частью жизни бизнеса и пользователей, что индустрия разработки просто адаптируется к новым условиям. Тем более, что технические возможности для этого всегда есть.