Что делать, если сайт не успевает за бизнес-требованиями: опыт лаборатории KDL

25 мая 2023, 13:19
0

Что делать, если сайт не успевает за бизнес-требованиями: опыт лаборатории KDL

На примере кейса сети медицинских лабораторий KDL рассказываем, как определить порядок действий по обновлению сайта, чтобы это принесло бизнесу максимальную пользу.
Что делать, если сайт не успевает за бизнес-требованиями: опыт лаборатории KDL

Когда продающий сайт сайт не успевает за требованиями бизнеса, многие компании решают, что во всем виновата устаревшая CMS и затевают переход на новую. Но перевод сайта со множеством интеграций на новую CMS  —  процесс недешевый и не быстрый, занимает от полугода. Однако каждый бизнес стремится предоставить актуальный функционал, который удовлетворит потребности клиентов уже сейчас.

В такой ситуации важно начать с устранения наиболее критичных проблем на имеющейся платформе и параллельно решать бизнес-задачи по новому необходимому здесь и сейчас функционалу. Эти работы нельзя заморозить до релиза на новой CMS  —  бизнес может попросту до него не дожить, поскольку ком проблем достиг критического размера. И еще до устранения необходимо провести аудит функционала, внедрить адаптированные под конкретный бизнес правила и регламенты организации процессов разработки, сформировать план дальнейшего перехода на современную CMS. 

Мы в DD Planet занимаемся веб- и мобильной разработкой, а также интеграцией партнерских продуктов уже почти 20 лет. В этом материале мы на примере кейса сети медицинских лабораторий KDL расскажем, как определить порядок действий по обновлению сайта, чтобы это принесло бизнесу максимальную пользу.

Проблемы и решения

Первый этап любого проекта — знакомство с имеющимся решением через его технический и организационный аудит.

Клиенты KDL — физические лица, которые используют сайт компании как интерфейс взаимодействия с внутренними подсистемами, где хранятся личные данные пользователи, их заказы и услуги. В день площадка принимает до ста тысяч посетителей, а также оформленные заказы. Основная задача сайта  — стать удобной витриной, предоставить пользователю наиболее быстрый и понятный доступ ко всему спектру проводимой компанией анализов и исследований, а также обеспечить историю уже проведенных процедур для клиента в его личном кабинете.

О том, что сайт перестает справляться со своей основной задачей или делает это недостаточно адекватно, можно судить по наличию определенных проблем:

  1. Периодическая недоступность для пользователей. Сайт должен быть доступен 24/7, любой незапланированный даунтайм недопустим, а запланированный  —  должен быть анонсирован заранее, проходить в период минимальной нагрузки, а сайт должен показывать пользователю заглушку с ожидаемым временем возобновления работы. Проверить историю доступности сайта можно с помощью установленных внешних метрик, исследования логов и отчетов сервисов мониторинга. 

  2. Низкая скорость работы. С момента перехода на страницу и до завершения ее отрисовки должно проходить не более одной-трех секунд. Если отрисовка занимает больше времени — это проблема, требующая решения. Если скорость загрузки зависит от внешних систем, на которые нет возможности повлиять, необходимо корректно обрабатывать ситуацию с помощью прелоадеров. Узнать, как быстро работает сайт, можно с помощью одного из сервисов.

  3. Падение трафика. Узнать его можно, используя Google Analytics или другие инструменты отслеживания. Если в последнее время трафик планомерно снижается, это может косвенно говорить о проблемах с работой сайта. По одному этому признаку принимать решение об обновлении сайта не стоит, но в совокупности с другими метриками это может помочь.

  4. Снижение конверсии. Бывает так, что отделы маркетинга и продаж работают хорошо, выполняют свои целевые показатели, тратят существенные бюджеты на продвижение, а конверсия сайта неуклонно снижается. Если нет каких-то новых проблем с продуктом, скорее всего, проблема заключается в работе сайта.

  5. Отсутствие необходимых функций. Например, в нашем случае у заказчика не было интеграции с банком, так что клиенты не могли оплачивать заказы сразу онлайн — для этого нужно было сначала дойти до физической лаборатории. Это отрицательно сказывается на удобстве и привлекательности сайта  —  и, как следствие, негативно влияет на показатели продаж.

Нашей команде потребовалось две недели для того, чтобы полноценно проанализировать ситуацию, изучить все технические и организационные особенности проекта и быть готовой к разработке дальнейшего плана действий. Мы собрали обратную связь от технических специалистов клиента и представителей его бизнес-подразделений, а также провели собственный аудит состояния сайта. 

Был выявлен четкий пул вопросов и задач, которые необходимо было решить. На его основе мы составили чек-лист, который, мы надеемся, поможет и другим компаниям понять, что не стоит откладывать и уже пора заняться обновлением собственного сайта.

Работа над сайтом: от простого к сложному

Работа над сайтом начинается с решения первых задач по двум направлениям:

  • организационное: внедрение адаптированных под клиента регламентов разработки и поставки кода;

  • техническое: аудит кода и закрытие наиболее критических проблем в функционале и безопасности.

Зачастую компании создают первую версию своего сайта несложной как технически, так и со стороны дизайна. Она пишется силами ИТ-подрядчиков с применением оптимальных с точки зрения ТЗ и бюджета инструментов. Затем компания растет, и уже новые команды разработки (внутренние или внешние) посредством нового кода наращивают мощности и новые бизнес-инструменты на сайте поверх старых участков кода. Однако в таком подходе нет системности, и не факт, что при масштабировании сайт и вся система не даст сбой где-то в глубине кода. Именно поэтому важно с самого начала следить за культурой разработки, создавая архитектуру, в которой заложен запас на развитие и масштабирование. 

Мы совместно с заказчиком внедрили адаптированные регламенты организации процесса разработки, правила написания кода и техническую документацию. Эти документы кратно сокращают время на обучение новых разработчиков и количество ошибок сайта, что сделало его работу гораздо стабильнее. Поскольку глобальный рефакторинг по трудозатратам сравним с созданием нового сайта, изменениям на этом этапе подверглись отдельные функциональные блоки. 

Следующий этап  — это решение специфических бизнес-задач и наращивание функционала сайта. В этом юните мы сотрудничали с множественными подразделениями заказчика. Разберем подробнее каждый блок. 

Поисковая строка на сайте

Поисковая строка сайта является важным шагом пользовательского пути, этот шаг также влияет на конверсию.

В случае со старым сайтом KDL, поисковая выдача была настроена некорректно. Например, если пользователь сделал всего одну ошибку в слове, написав его в множественном числе вместо единственного, поисковик уже не выдавал нужный результат. Так компания могла упускать клиентов.

Мы внедрили самостоятельный микросервис вариативного поиска, который решает эту проблему, и рассчитываем на кратное увеличение результативности поиска. Со старой системой поиска треть всех поисковых запросов (порядка 50 тысяч из 150 тысяч в день) были с пустым результатом. С новой системой вариативного поиска мы планируем достигнуть 95% эффективности поиска.

SEO-оптимизация 

Специалисты по SEO в команде заказчика на постоянной основе разрабатывают для нас модификации наполнения сайта: теги, контент, внедрение новых метрик и трекеров. Это небольшой объем обновлений, но он поступает еженедельно — нужно постоянно актуализировать данные на сайте. Так сайт всегда остается в топе поисковиков.

Продвижение 

Мы подготавливаем сайт для рекламных кампаний, которые запланировали маркетологи. Отдельной задачей стало приведение сайта к рекламной концепции. 

Также мы периодически создаем новые лендинги — это в том числе часть маркетинговой стратегии. Это внутренние страницы, они собираются дизайнером из библиотеки стандартных блоков и элементов лендинга и верстаются с минимальными трудозатратами. В основном они сезонные или связанные с трендами: например, диагностика на COVID-19, check-up программы, скрининг щитовидной железы и так далее. 

Улучшение опыта пользователей

Отдельный стек задач связан с улучшением UI/UX. Это постоянная работа над пользовательскими интерфейсами и проработка новых сценариев работы. В результате сайт становится живым отзывчивым организмом, который реагирует на поведение пользователей, регулярно обновляется, и с каждым разом становится все удобнее и функциональнее.

Повышение эффективности сотрудников компании

Обновляя сайт, важно помнить не только о внешних пользователях, но и о внутренней аудитории. Сайт используют сотрудники компании — они его наполняют, обновляют, поддерживают. Поэтому он должен быть удобным и функциональным, чтобы экономить их время, ресурсы и, соответственно, средства компании. 

Все страницы городов, в которых есть лаборатории KDL, расположены на одном домене. В штате заказчика предусмотрен специалист в каждом регионе, отвечающий за актуальность данных: график работы офисов, доступность анализов, цены. До старта нашего проекта все обновления проводились вручную. Специалист выгружал данные из подсистемы компании в файл Excel, затем из него же — на сайт. Мы автоматизировали этот процесс. Сегодня мы находимся на этапе разработки интерфейса для системы, которая автоматизирует обновление данных.

Информационная безопасность 

В рамках технической поддержки мы мониторим сайт на уязвимости и закрываем их при обнаружении. В 2023 году для любой компании, которая работает с персональными данными, это должно быть правилом базовой бизнес-этики. 

Как приятный побочный эффект, при устранении уязвимостей увеличивается быстродействие сайта, поскольку устаревший код рефакторится. 

Что дальше?

Работа над сайтом продолжается и сегодня, потому что сайт — живой инструмент, требующий постоянного соответствия задачам бизнеса. Это не быстрая работа над ошибками, а сложная длительная работа — сначала изменения надо внедрить, затем — поддерживать.

Сейчас реализуется интеграция с банком для онлайн-оплаты, поскольку данная опция повышает функциональность сайта, а значит лояльность клиента, а следовательно и LTV. Помимо непосредственно интернет-эквайринга будут также запущены две линии технической поддержки пользователей.

Наш совет компаниям: прежде чем начинать внедрение новых систем, сделайте аудит текущих. С помощью команды разработчиков устраните ошибки в коде, обеспечьте надежность интеграций, максимизируйте эффективность тех инструментов, которые уже есть на сайте. Если они хорошо или хотя бы удовлетворительно выполняют свои задачи, не стоит спешить их менять, скорее всего, в дальнейшем их можно будет переиспользовать в новой версии сайта, что сэкономит вам и время, и деньги. Лучше их потратить на внедрение нового, давно ожидаемого функционала, помогающего росту бизнеса. А уже потом, после запуска новой версии сайта, вы сможете постепенно обновлять отдельные старые решения, сохраняя работоспособность и предсказуемость сайта с минимальным воздействием на пользовательский опыт.

Мы продолжаем работать над проектом и формировать соответствующий бизнесу сайт как продукт. 

Мария Корсунская, директор по маркетингу сети лабораторий KDL:

Сегодня иметь функциональный и хорошо работающий сайт важно, как никогда, особенно для тех компаний, которые предоставляют услуги частным лицам. Современный пользователь живет на высоких скоростях: для него важно, чтобы сайт быстро загружался, вся нужная информация находилась за пару секунд, а оплатить подходящие услуги или товары можно было парой кликов. Наш сайт, к сожалению, требовал доработок, для внедрения которых мы обратились в компанию DD Planet.

Наше сотрудничество оказалось очень продуктивным. Эксперты компании помогли найти слабые места, предложили способы решения проблем и модернизации сайта, указали на моменты, требующие доработки. 

И, хотя работа над сайтом продолжается, результаты, полученные после исправления ряда ошибок и внесения изменений заметны уже сейчас: сайт стал более удобным как для пользователей, так и для внутренней аудитории.



Ответить?
Введите капчу