Вдохновение или «Плагиат 2.0». Нейросети — творческие помощники или воры?
Сегодня в мире технологий происходит нечто удивительное. Нейросети — алгоритмы, скрытые за пеленой невидимого кода, — вторгаются в сферу, в которой тысячелетиями правило исключительно человеческое воображение и душа. Все это вызывает опасения, доходящие до прямой ненависти и отторжения всего, что связано с работой ИИ. Но насколько реальна угроза, исходящая от нейросетей? Действительно ли даже такая сфера, как искусство, может стать их жертвой? Попробуем разобраться в этом объективно, не принимая ни одну сторону.
Искусство без художника: шокирующие примеры текстов, изображений и музыки, созданные нейросетями
«Нейронная оборона»
Этот альбом вышел в 2016 году. Его создатели Иван Ямщиков и Алексей Тихонов задались целью создать песни в стилистике Егора Летова. И у них действительно получилось! Многие фанаты «Гражданской обороны» далеко не с первого раза могли отличить, какие тексты были сгенерированы, а что написал сам Летов.
А у вас получится? Одна из этих строк написана ИИ, а другая Летовым.
«Я иду по воде, я иду напролом, на дороге препятствия и ранняя боль».
«Дождик по миру брел живой, за собой вел свои войска».
А пока вы думаете, предлагаем зарегистрироваться на первую всероссийскую конференцию про эффективность нейросетей в бизнесе — Marketing Neuroconf 2023.
Правильный ответ: первая фраза — строка из сгенерированной песни «Как пуля в руках», а вот вторая — оригинальное творчество Егора Летова.
Покушение на классику
Думаете, что написать «какой-то там рок — это просто, не то что настоящую классику»? В 2017 году Ямщиков и Тихонов создали еще одно произведение. На этот раз, нейросеть обучалась на произведениях Александра Скрябина. Да, итоговую аранжировку и сведение треков подготовила Мария Чернова, композитор и признанный эксперт по творчеству Скрябина, но авторство музыки, постановка света и видеоряд были за ИИ.
Оцените:
Рекламный ролик Lexus E
А что вы скажете о рекламе «Лексуса», сценарий и текст диктора которых были полностью написаны нейросетью IBM Watson?
«Следующий Рембрандт»
Также в 2016 году, но уже западная команда представила картины, написанные в стиле Рембрандта. Для обучения в нейросеть была загружена вся коллекция работ художника. ИИ определил характерные для его работ паттерны, цветовую гамму и пропорции. После чего нарисовал совершенно новую картину — портрет, выполненный в стиле Рембрандта.
Картина «Следующий Рембрандт» © EPA/ROBIN VAN LONKHUIJSEN
Портал в AI
Но самым невероятным событием, пожалуй, стала выставка картин, в буквальном смысле написанных роботом. Да-да, тут нет ошибки. AI-Da — это андроид, который рисует реальными красками на холстах, совсем как человек. Робот Ai-Da — это удивительное сочетание искусства и технологий, олицетворяющее в себе симбиоз между машиной и творчеством. Она не только рисует и создает произведения искусства, но и поражает своей способностью взаимодействовать с окружающим миром через сенсоры и алгоритмы.
Изображение взято с www.ai-darobot.com
В ее работе ключевую роль играют камеры, установленные в «глазах», которые позволяют ей визуально воспринимать окружающее. С помощью сложных алгоритмов компьютерного зрения Ai-Da интерпретирует то, что она видит. Это подобно тому, как человек обрабатывает информацию о формах, цветах и деталях. Затем, чтобы воплотить свои наблюдения на холсте, она использует роботизированную руку. Эта рука повторяет движения, которые были бы сравнимы с тем, как человеческая рука создает изображение на бумаге.
Вся система управления Ai-Da переводит информацию с камер и сенсоров в движения роботизированной руки. Таким образом, Ai-Da переносит свой взгляд на мир на холст. Она создает искусство на стыке технологий и творчества, став символом инноваций и вдохновения.
Создание такого робота породило и много вопросов. Можно ли творчество робота действительно назвать искусством? Не приведет ли это к деградации и обесцениванию творческого труда?
Могут ли нейросети вытеснить человеческое творчество?
Нейросети действительно поражают своей способностью генерировать произведения, которые кажутся поразительно реалистичными. Этот потенциал вызывает невольное сравнение между произведениями, созданными машинами и человеческим творчеством, порождая горячие дискуссии и разделяя людей на два лагеря.
Для одних нейросети — это «спутники» в творческом путешествии, которые вдохновляют и открывают путь в новые миры. Их бесконечные вычислительные способности и обширная база данных становятся источником невероятных идей, которые могут дать начало совершенно новому видению искусства.
Другие же, настроенные скептически, обвиняют нейросети в том, что они всего лишь хитрые воры, которые способны только повторять созданные ранее произведения. Подобные алгоритмы, считают они, могут заменить творческий процесс человека, оставив лишь механическую подделку истинной индивидуальности. Что безусловно приведёт к деградации и упадку искусства.
И одним из главных аргументов в этом вопросе выступают эмоции. Ведь искусство — это не только мастерство, но и способность передать чувства, индивидуальный взгляд на мир, человеческие переживания. Нейросети могут подражать стилю, но они лишены глубоких эмоций, которые делают искусство живым и неповторимым. Реальная магия художественного творчества часто скрыта в непредсказуемых, случайных моментах и личном опыте.
Но что, если это все лишь вопрос интерпретации? Что, если смотря на картину или читая произведение, мы всего лишь ищем в них отражение нашего состояния? Разве в этом случае авторство не становится чем-то второстепенным, влияющим лишь на стоимость произведения.
А что вы думаете по этому вопросу? Делитесь в комментариях и подписывайтесь на наш Telegram-канал, где мы каждый день делимся полезными лайфхаками для оптимизации вашего бизнеса.