Как выявить и предупредить профессиональное выгорание: гайд для специалистов digital-маркетинга

4 июня 2024, 14:02
0

Как выявить и предупредить профессиональное выгорание: гайд для специалистов digital-маркетинга

Как сотрудникам и руководству вовремя выявлять и предупреждать профессиональное выгорание, разбирается digital-агентство Demis Group.
Как выявить и предупредить профессиональное выгорание: гайд для специалистов digital-маркетинга

Профессиональное выгорание как негативное психологическое состояние работника – не редкость, в том числе и среди сотрудников отрасли digital-маркетинга, которым приходится сталкиваться с конкуренцией, стрессом и большими нагрузками, что чревато эмоциональным и психическим истощением. Страдают работники – страдает начальство и вся команда, чья результативность падает. 

Профессиональное выгорание: определение, симптомы и факты.

Профессиональное выгорание – это синдром, который развивается у работника на фоне хронического стресса и приводит к истощению его эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов. Этот синдром включен в Международную классификацию болезней (МКБ) только не как болезнь, а как фактор, оказывающий влияние на состояние здоровья людей. 

Очевидно, что в современном быстро меняющемся мире, а особенно в его мегаполисах с их бешеным ритмом жизни профессиональное выгорание – далеко не редкое явление. Порядка 45% работающих россиян отмечают, что когда-либо переживали профессиональное выгорание. Более того, согласно одному из международных исследований, сфера маркетинга и рекламы попала в топ-10 отраслей с самым высоким уровнем выгорания – 69.6% сотрудников отметили наличие у себя этой проблемы. 

Главным фактором, провоцирующим это состояние, по мнению опрошенных являются стрессовые ситуации, а также нервное напряжение на рабочем месте. Второе место работники отдали проблеме обратной связи с руководством: отсутствию коммуникации, поддержки от руководителей, низким оценкам деятельности сотрудников. На третьем месте несоразмерность заработной платы и приложенных усилий. В топ причин вошли также переработки, конфликты с руководителями и коллегами, а также отсутствие видимых результатов проделанной работы и возможностей для профессионального развития и карьерного роста. 

Выгорание проявляется следующим образом:

  • Эмоциональное истощение. Постоянное состояние усталости, нежелание ходить на работу или вовсе заниматься повседневными делами. Ощущение тщетности, безнадежности. Характерны апатия, подавленные эмоции и даже их отсутствие  (особенно это касается счастья и радости). Часто проявляется агрессия и раздражительность. 

  • Деперсонализация. Нежелание включаться в общение. Отстраненность от близких, а также коллег и клиентов. 

  • Проблемы с вниманием и концентрацией. Частые ошибки в работе, отсутствие сосредоточенности, забывчивость, снижение работоспособности в целом.

  • Обесценивание своих действий, достижений. Фокус на неудачах, самоуничижение. 

Психологические симптомы постепенно приводят к физическим проявлениям – к слабости, снижению иммунитета, расстройствам ЖКТ, головным болям, потере или набору веса, бессоннице и т.п.

Выгорание или усталость?

Усталость – физиологическое и психологическое состояние человека, с которым периодически сталкивается каждый.  Масштабный проект, кризисная ситуация в переговорах с клиентом, просьба задержаться, чтобы помочь коллегам, поздний корпоратив – причин для периодических проявлений усталости после работы может быть множество. Хроническая же усталость имеет тенденцию перерастать в профессиональное выгорание. Как оценить свое состояние и отличить обычную усталость от выгорания? 

Попробуйте в течение некоторого времени отвечать на эти вопросы после работы:

  • Чувствуете ли вы усталость сразу после того, как проснетесь? 

  • Быстро ли вы устаете и теряете интерес к работе, приступая к которой вы ощущали энергию и подъем сил? 

  • Чувствуете ли вы, что не справляетесь с работой и допускаете ошибки? 

  • Ощущаете ли вы недовольство вашей профессией, коллегами, начальством? 

  • Испытываете ли вы желание взяться за что угодно в течение дня, лишь бы не работать?

  • Замечаете ли вы, что вас не волнуют проблемы ваших коллег и клиентов?

  • Испытываете ли вы проблемы с аппетитом и сном: дневная сонливость, ночная бессонница, переедание, отсутствие аппетита?

Если вы ответили “да” на большинство из этих вопросов, вполне вероятно, что вы уже столкнулись с профессиональным выгоранием или очень к этому близки.

Как специалисту по digital-маркетингу не допустить профессионального выгорания? 


Заняться профилактикой этого опасного для карьеры и психологического здоровья состояния никогда не поздно, но лучше научиться следовать определенным правилам еще в начале карьеры. Важно:

  • Тщательно планировать свой карьерный путь и ставить для себя конкретные и достижимые цели: “Подняться до должности старшего маркетолога к концу года” (в агентстве Demis Group средний срок перехода на следующую карьерную ступень всего лишь 1 год*), “Стать руководителем отдела в ближайшие 3 года” и т.п. 

  • Не забывать о профессиональном развитии. Посещать курсы, читать актуальную литературу, следить за исследованиями, изменениями, трендами в сфере, проводить, по возможности, собственные эксперименты и исследования, осваивать новые полезные навыки и инструменты, заниматься нетворкингом и обмениваться знаниями с коллегами и другими специалистами отрасли. Все это помогает поддерживать интерес к своей работе, не скучать, погрязнув в рутине. Кроме того, развитие также позволяет продвигаться по карьерной лестнице.

  • Работать, чтобы жить, а не жить, чтобы работать. Усердно трудиться и строить карьеру – хорошо, однако крайне важно выделять достаточно времени на семью и личную жизнь, саморазвитие, не связанное с профессией, на развлечения, путешествия, хобби. В жизни необходимо что-то, что поможет снять стресс, почувствовать прилив серотонина, а главное – отвлечься от рутины, забыть (когда нужно) о работе. Найдите что-то, что вам по душе: пение в караоке, рисование, занятие спортом, волонтерство и т.д. Научитесь разделять рабочее и личное время (даже если для этого нужно завести вторую симкарту) и ни в коем случае не отказывайтесь от положенных вам выходных и отпусков в пользу дополнительной работы. Отдыхать – важно. 

  • Вести здоровый образ жизни. Нельзя недооценивать роль восьмичасового (как минимум) сна, а также сбалансированного питания и регулярной физической активности. Не засиживайтесь допоздна с рабочими задачами, отложите телефон и выключите телевизор – человеческому мозгу нужно время на отдых. Не пропускайте завтрак и не перекусывайте полуфабрикатами, не отказывайтесь от обеденного перерыва. Под физической активностью не обязательно понимается подъем стокилограммовой штанги после работы: быстрая ходьба, катание на велосипеде – все это и крайне полезно для сердца и помогает отвлечься от повседневных забот и рутины.

  • Правильно распределять свой рабочий день. Составляйте списки дел, разбивайте предстоящую работу на этапы – так проще и спокойнее работать, а вычеркивание выполненных задач из списка вызывает удовлетворение и мотивирует продолжать работать дальше. Кроме того, обязательно делайте регулярные короткие перерывы во время работы, снимайте напряжение с помощью различных техник: растяжки, медитации, дыхательной гимнастики; по возможности выходите на улицу и дышите свежим воздухом.  

  • Осваивать навыки коммуникации. Конфликты, недопонимание, тупики в общении с клиентами, коллегами и начальством зачастую становятся причиной стресса и выгорания. На помощь приходят книги, статьи, мастер-классы, видеокурсы, тренинги по ведению переговоров, выходу из кризисных и конфликтных ситуаций, ораторскому мастерству и успешной коммуникации.  

  • Не бояться говорить с руководителем по поводу своих проблем. Если вы чувствуете, что не справляетесь с нагрузкой, что работа дается сложно и не приносит радости, стоит обратиться к начальству и рассказать о своих проблемах. Хороший руководитель пойдет навстречу: перераспределит часть ваших задач, назначит помощника, возможно даже поможет сменить специализацию внутри отрасли или предложит взять больничный или отпуск, чтобы вы могли восстановить силы. Если же начальник не оценит вашу честность и предпочтет игнорировать ваши проблемы, возможно, стоит начать рассматривать другие компании в качестве места работы.

  • Обращаться за психологической помощью. Иногда профессиональные проблемы и выгорание имеют более глубокую, психологическую природу. Например, частой предпосылкой к переработкам и последующему выгоранию становится боязнь говорить “нет” и отказываться от дополнительных задач и смен, вызванная потребностью в одобрении коллегами и начальством. С этой и другими проблемами вроде прокрастинации, низкой самооценки, “синдрома самозванца”, перфекционизма, а также с тревогой и симптомами депрессии необходимо обращаться за профессиональной помощью. Обязательно проконсультируйтесь с психологом или психотерапевтом и проработайте ваши проблемы. Работа со специалистом поможет вам справляться со стрессом и нагрузками, предупреждать эмоциональное и психическое истощение, научит объективно оценивать свои возможности и свою работу.

Как руководителю предупредить выгорание сотрудников?

Мы уже сказали, что хороший руководитель пойдет навстречу работнику, столкнувшемуся с проблемами на работе. Как бы усердно сотрудник ни следовал правилам, о которых мы рассказывали выше, без адекватного отношения начальника выгорание предотвратить будет трудно. Отмечается, что залогом здоровой команды являются: поддержка, оптимальный контроль и адекватные требования со стороны руководства. Так, с целью недопущения профессионального выгорания сотрудников, руководитель тоже должен следовать правилам:

  • Четко формулировать цели работы, задачи и обязанности сотрудников. Каждый член команды должен понимать содержание, смысл и цель предоставленных ему задач и осознавать свою роль в коллективе. 

  • Вовремя перераспределять задачи между сотрудниками, чтобы не допустить перегрузки одних работников и отсутствия вовлеченности других. 

  • Автоматизировать процессы и передавать часть обязанностей другим компаниям. Внедрение различных инструментов автоматизации вроде инструментов веб-аналитики, таргетинга, чат-ботов и т.п. помогает снижать нагрузку на сотрудников. В этом может помочь и обращение к услугам маркетологов на аутсорсе, готовых провести аудит компании, мониторинг конкурентов, дать необходимые рекомендации по продвижению, помочь в технической поддержке сайтанаполнить его контентом и многое другое, что снимет часть задач с коллектива.

  • Контролировать work-life balance сотрудников. Руководитель не должен допускать переработок сотрудников. Необходимо также следить, чтобы они брали отпуска, при необходимости – больничные, чтобы они достаточно отдыхали и не перегружали сами себя. 

  • Способствовать профессиональному развитию работников: приглашать экспертов, направлять сотрудников на курсы повышения квалификации, тренинги, мастер-классы, отраслевые мероприятия (например, форумы) и т.д. 

  • Не дать процветать нездоровой конкуренции в коллективе. Некоторое здоровое соперничество в команде может быть полезно для компании и развития, стимулирования, работоспособности самих сотрудников. Однако атмосфера, где коллеги ходят по головам друг друга с целью продвижения по карьерной лестнице, гарантированно приведет не только к конфликтам, но и к выгоранию работников.

  • Поддерживать коммуникацию и обратную связь с сотрудниками. Работникам полезны встречи один на один с руководителем, обсуждение и объективная оценка начальником выполненной сотрудником работы, помощь в преодолении тупиков в рабочем процессе. Регулярная коммуникация с сотрудниками и контроль за режимом их работы помогут выявить первые признаки профессионального выгорания и вовремя оказать помощь. 

Счастливые сотрудники – залог успеха любой команды в digital-маркетинге и всей компании в целом. Грамотно выстроенный рабочий процесс, понимание сотрудниками своих задач и целей, профессиональное развитие работников, здоровая коммуникация между коллегами, подчиненными и начальством, а также здоровый work-life balance позволяют предотвращать профессиональное выгорание сотрудников и способствуют повышению их работоспособности и результативности, а, как следствие, и росту прибыли компании. 

Ответить?
Введите капчу