Как использовать семантическое ядро для проектирования сайтов
Чтобы решить свою задачу в интернете: найти информацию, купить товар, заказать услугу — люди вбивают в поисковик запросы. В этой статье расскажем, как собрать эти запросы и применить их для проработки структуры и функций сайта.
Собираем семантическое ядро
Определяем целевые запросы с помощью сервиса Яндекс.Вордстат. Он показывает популярность запросов, а также схожие запросы, которые вводят люди в поиске Яндекса. Подобный инструмент есть у Google — Google Keywords.
Учитываем терминологию и неформальные названия, по которым могут искать товары и услуги в поиске. Например, в недвижимости вторичное жилье ищут по запросу «вторичка». Это важно для определения реального спроса.
Собираем запросы в один файл. Для удобства устанавливаем расширение Яндекс.Вордстат — Yandex Wordstat Assistant. С ним слова легко добавить в один список, а потом выгрузить в «эксельку» со статистикой по популярности.
Отсекаем лишнее, запросы, в которых вроде бы есть нужные слова, но на деле они могут не решать задачу пользователя. Например, запрос «кино» — это и кинотеатры и группа «Кино». Какую именно задачу пытался решить пользователь мы не знаем. Запрос не пригодится, нам требуется его уточненная версия, например, если мы продвигаем онлайн-кинотеатр, то такой — «кино смотреть онлайн».
Используем семантику для структуры сайта
Собираем все запросы для нашего сайта в кластеры по смыслам. Каждый такой смысловой кластер — это одна страница сайта, собрание ответов на запросы пользователей по одной теме. А отдельные запросы в этом кластере — это блоки страницы.
Например, кластер «купить рюкзак» — это страница каталога с рюкзаками.
А блоки из запросов в кластере такие: цена рюкзака, его цвет, условия доставки и т.д.
Популярность запросов говорит нам о том, как выстраивать приоритетность страниц и блоков внутри страниц, т.е. помогает эффективнее, быстрее решить задачу пользователя.
Запросы бывают высоко-, средне- и низкочастотные. Высокочастотные запросы («купить рюкзак») обычно ведут на главную страницу или на каталог сайта. А низкочастотные («купить черный рюкзак бренда») на внутренние страницы.
Непопулярность запросов — позволяет нам отказаться от лишних страниц и сэкономить время на разработке.
Помогаем пользователям решить задачу
В процессе сбора запросов обращаем внимание на детали. Например, если при поиске условий ипотеки пользователь ищет «ипотека рассчитать», то мы можем упростить для него решение задачи и внедрить калькулятор на страницу ипотеки. Если пользователь ищет «застройщик отзывы», то размещаем на странице комментарии жильцов дома.
Семантика и eCommerce
Для интернет-магазина может собраться порядка 50 000 запросов, а то и больше.
С одной стороны — есть запросы. Например, тематика отопление. У отопительного оборудования несколько параметров, по которым ищут прямо из поиска: «котел электрический/котел газовый», «двухконтурный котел/одноконтурный», «котел электрический 12кВт/100кВт» и т.д.
С другой стороны — есть фильтры интернет-магазина, которые позволяют сортировать товары как раз по тем же характеристикам.
Мы делаем страницы-подборки товаров, например, «Электрические двухконтурные котлы 220В» — на этой страничке будет подборка именно таких котлов. И таких подборок может быть сколько угодно, товары могут повторяться во многих подборках, так как подходят по параметрам. Технически это обычная страница каталога с уже настроенным фильтром, которая имеет свой URL вида: http://teplokotlov.ru/kotly/gazovye/dvuhkonturnye/3kwt.
Каждая такая страница-подборка может быть наполнена уникальным контентом под кластер запросов.
Это длительная планомерная работа, но она приводит к тому, что мы со временем охватываем все семантическое ядро.
Органический трафик
Проработка семантики — это первый шаг к тому, чтобы быть в топе по всем релевантным запросам. Это амбициозная цель, но стремление к ней в будущем сокращает расходы на дорогую контекстную рекламу и приводит более лояльную аудиторию на сайт бесплатно.
Проектирование на основе семантики помогает в seo-продвижении. Грамотная структура важна для поисковых роботов, они смогут собрать наибольшее количество информации о вашем сайте. Соответственно на большее количество запросов есть шанс, что поисковик предложит пользователю именно ваш сайт.
Также сегодня поисковики стараются выводить в топ сайты, которые максимально отвечают запросам пользователей, а не исходя из ссылок на сайт в интернете или других аспектов seo. Если мы проектируем страницы исходя из реальных потребностей аудитории, их запросов, то шансы также увеличиваются.
Поэтому важно спроектировать правильную структуру под семантику, предусмотреть постоянное добавление новых запросов и выстроить систему оптимизации сайта под все большее количество запросов, а пока получать трафик за счёт контекстной рекламы, где это семантическое ядро также пригодится.
Резюме
При работе над проектами мы закладываем сбор семантики в аналитический подготовительный этап. Это позволяет нам проектировать, а не «рисовать» сайты, все решения основаны на реальных цифрах, запросах и потребностях пользователей. Если не собрать семантику сразу, то потом всё-равно придётся переделывать, чтобы сайт, интернет-магазин или сервис действительно решал задачу.
Расскажите в комментариях, учитываете ли вы семантику при проектировании или используете другой подход.
В нашем кейсе про отопление мы хотим, чтобы поисковый робот проиндексировал наши страницы с подборками. Мы можем создать теги: «Электрические двухконтурные», «Электрические одноконтурные» и т.д. Размещаем их на главной странице, тег работает как ссылка на страницу подборки.