Ruby Russia 2020: как мы ушли в онлайн
Ruby Russia — главная российская конференция о языке программирования Ruby. В 2019 году её посетили более 800 рубистов со всей страны. В качестве докладчиков выступали Юкихиро Мацумото, Аарон Паттерсон, Ник Сатеррер, топовые разработчики из России и других стран.
Ruby Russia традиционно проходит осенью, а готовиться мы начинаем уже в феврале. 2020 год не был исключением, в феврале мы выбрали дату, локацию, запланировали следующие шаги, и тут случился локдаун.
Проблема выбора
С введением ограничительных мер мы приостановили все действия и вскоре задумались, стоит ли проводить конференцию в этом году.
Было несколько причин:
Мы понимали, что если мероприятия и разрешат, то с жёсткими ограничениями по количеству человек. После конференции на почти 1000 человек мы не хотели возвращаться к тихим посиделкам.
Вторая причина — закрытые границы, а значит, никаких звёзд из Германии, Японии или Штатов.
Мы сомневались, получится ли воссоздать в онлайн-пространстве атмосферу, царящую на офлайн-конференции.
Последняя причина — наше нежелание идти на сделку с совестью. Формально мы могли бы провести офлайн-мероприятие, но за каждого заболевшего вся ответственность легла бы на нас.
Помимо этого, мы искали для себя ответы на три важных вопроса.
Стоит ли приглашать иностранных спикеров?
Можно подумать, что закрытые границы снимают все ограничения и можно пригласить любого человека из самой дальней точки Земли. Организаторам не надо думать о билетах, проживании, досуге. А спикеру ничего не стоит открыть ноутбук у себя в комнате — не нужно тратить сутки на дорогу до Москвы.
Сложность в том, что на онлайн-мероприятиях намного трудней воспринимать выступления на английском. На офлайн-конференциях сильный эффект во многом создаётся харизмой спикера и общей атмосферой.
Еще один нюанс — уникальность преподносимой информации. Часто звёздный спикер полностью погружается в одну тему, готовит интересное выступление и отправляется с ним в «гастроли» по конференциям. Велика вероятность, что, кого бы мы ни пригласили, записи подобных выступлений уже есть в социальных сетях. Поэтому мы решили придумать нечто новое.
Онлайн или предварительно записанные доклады?
С одной стороны — переполненный зум, перебои со звуком и картинкой и выступающий с просьбой написать в чатик, хорошо ли его слышно. С другой — ссылка на YouTube, заинтересованность вроде была у всех, а посмотрели в итоге единицы. Так получается, если организаторы копируют привычные действия в онлайне.
Мы решили скомбинировать два подхода.
Мы записали выступления заранее, использовали качественный звук и свет. Успех доклада зависел лишь от интернет-соединения и работы программы для трансляции.
После окончания презентации мы подключали спикеров, у участников была возможность задать уточняющие вопросы и прояснить сложные моменты.
Какую ценность мы можем принести?
Сложно сказать, что больше мотивирует участников регистрироваться на офлайн-мероприятия: заявленные спикеры, возможности для нетворкинга, атмосфера. В онлайн-пространстве барьеров на пути ещё больше, и главный вопрос к организаторам — какую ценность они могут принести.
Мы изначально ставили реалистичные цели и понимали, что посещаемость не сравнится с предыдущими годами. Поэтому вместо 20+ часов лекций ориентировались всего на 3 и подготовили более прикладной материал. Чтобы воссоздать атмосферу конференции и принести больше пользы, для самых заряженных мы в течение двух дней проводили онлайн-воркшопы, давали домашнее задание и активно общались в чате.
В итоге у нас получился совершенно новый формат конференции. Мы зарядились силами и энергией от спикеров и участников Ruby Russia, сделали выводы и уже строим планы, как улучшить конференцию в следующем году, где бы мы её ни проводили.