Как стать пиарщиком: выбираем карьерную стратегию
Что делает пиар-менеджер?
Основная задача пиарщика — создавать и поддерживать позитивный образ компании или человека в глазах общественности. Обычно пиарщики делятся на инхаус-специалистов и тех, кто работает в агентстве. Работа в агентстве более динамичная, требует многозадачности, гибкости, умения вести несколько клиентов одновременно. Работа пиар-менеджера непосредственно в компании предполагает другой темп: специалист сосредотачивается на определенной нише, использует инструменты, которые доказали свою эффективность именно для этого бизнеса.
Если у тебя пока недостаточно понимания, что должен уметь пиарщик, воспользуйся картой компетенций из этого материала. В ней собраны базовые навыки тех, что хочет быстрее, осознаннее и эффективнее расти в профессии.
Базовые скиллы пиарщика
Менеджмент
постановка задач себе и другому по приоритетам;
планирование своего дня;
проактивность: не ждать, когда к тебе придут и поставят задачу, а ставить ее самому себе;
планирование дня своей команды.
Пиар-менеджер — это в первую очередь менеджер, а потом пиар. Нужно научиться строить процессы, управлять собой, людьми, проектами. Без менеджерских навыков очень сложно строить системный осознанный пиар.
Копирайтинг
Тексты — это основа пиара, начиная от писем руководителю или подрядчику и заканчивая постами в соцсетях бренда и статьями в СМИ. Пиар-специалист должен уметь создавать логичный, грамотные тексты, задавать сторителлинг, понимать специфику форматов и структуру публикаций разных СМИ.
Что должен уметь пиарщик:
изучение референсов (что писали на похожую тему);
проведение интервью с экспертом;
написание драфта текста;
редактура текстов, написанных другими;
идеальный русский язык;
насмотренность.
Коммуникация со СМИ
Работа со СМИ включает в себя не только умение представить информацию в наиболее выгодном свете, но и способность реагировать на возможные кризисные ситуации, понимать потребности и интересы журналистов, адаптировать свое сообщение под их форматы и требования.
Коммуникаця со СМИ в данном случае — это:
подготовка медиалиста для проекта;
подготовка питча;
поддержание теплых контактов с журналистами и блогерами;
умение отработать возражения редакции;
понимание специфики разных СМИ (какие темы и форматы будут уместными).
Креатив
Частая задача пиар-менеджера — получить больший охват за меньший бюджет. И здесь без креативной подачи инфоповода не обойтись. К креативу относятся:
разработка креативной концепции проекта;
генерация генерация идей для дизайна под задачу вместе с дизайнером;
общение с типографиями: собрать базу, выбрать подрядчика, коммуникация, отработка возражений.
Мероприятия
Презентации продуктов, пресс-конференции, благотворительные акции, выставки и другие события, направленные на продвижение бренда или продукта — зачастую за всем этим стоят талантливые пиар-менеджеры. Организация мероприятий требует от пиарщика не только креативности и внимания к деталям, но и умения распределять ресурсы, а также эффективно координировать работу различных специалистов:
сбор списка релевантных мероприятий и референсов;
подготовка питча;
поддержка теплых контактов с организаторами мероприятий и подрядчиками;
умение отработать возражения организаторов;
организация онлайн и офлайн-мероприятий.
Data driven подход
В мире технологий без анализа данных никуда. Data driven подход позволяет пиарщикам получать ценные инсайты о своей аудитории, их предпочтениях и поведении, а следовательно, создавать более эффективные стратегии пиара.
Важно:
уметь работать с аналитическими системами (Google / Яндекс Аналитика, Медиалогия и другие);
уметь анализировать цифры и превращать их в смыслы, формулировать тренды и инсайты на их основе;
коммуникация с командой, клиентом;
провести презентацию для клиента / руководителя (например, отчетный колл);
быть убедительным, уверенно транслировать свою позицию;
участвовать в сложных переговорах;
уметь задавать вопросы.
Стратегия
Стратегическое мышление, способность анализировать ситуацию и составлять планы действий — вот суперспособности успешного пиарщика. Это значит:
провести конкурентный анализ;
составить майндмэп по развитию на 3-6 месяцев;
составить пиар-план на месяц.
Проверь себя: какой у тебя грейд?
Требования к специалистам того или иного уровня разнятся. Проверь, каких навыков тебе не хватает до желаемого грейда.
Джун
Начинающий пиарщик обладает базовыми знаниями в PR, например, учился на профильном направлении в вузе, проходил стажировку или тематические курсы. Имеет небольшой опыт — меньше года. Проактивный, сам приходит за задачами, знает основы прозрачной коммуникации, пользовался аналитическими системами, работал еще с чем-то (мероприятиями, креативом и т.д.). Есть опыт написания статей, коммуникации со СМИ.
Джун+
Обладает навыками джуна, а также всеми базовыми скиллами пиарщика (пишет, питчит, может организовать ивент и креатив с помощью руководителя). Еще не имеет стратегического видения.
Миддл
Все то же, что и джун+, а также умение менеджерить процессы, формулировать и выполнять задачи в соответствии со стратегией. Есть небольшой управленческий опыт (например, со стажером).
Миддл+
Все навыки миддла, а также опыт составления и реализации стратегий, опыт управления PR-командой.
Сеньор
Все то же, что и миддл+, а также опыт лидирования проектов. Специалист этого уровня обладает разносторонним бэкграундом: работал как в инхаусе, так и агентстве, был погружен в 2-3 различных рынка или сферы.
Изменить свой карьерный трек и получить пошаговую инструкцию по работе в пиаре можно на курсе mads «Креативный pr: как создавать проекты и события, которые захватывают внимание». Это 3 месяца интенсивной практики на реальных задачах. На курсе ты научишься использовать самые мощные и эффективные pr-инструменты. С тобой поработают топовые кураторы и эксперты из индустрии, от которых ты будешь получать регулярный фидбек. На курсе ты учишься делать так, чтобы твой проект попал во все заголовки СМИ, а по итогу подготовишь комплексный pr-план креативных активаций, пополнишь портфолио крутым проектом, сможешь вырасти в зарплате и даже найти работу мечты.