Подписки в мобильном приложении: как использовать их на полную
Расскажем, как подготовиться к внедрению, повысить прибыльность и измерить эффективность подписок на примере реальных мобильных приложений.
Что такое подписка в мобильном приложении? Это когда пользователь за фиксированную плату на время получает доступ к премиум-контенту или функциям. Разработчики же постоянно повышают качество продукта, чтобы оправдать доверие к нему в долгосрочной перспективе.
Среди топовых приложений с подписками такие гиганты, как Netflix, Spotify, Tinder, Duolingo, YouTube. Причём у каждого из них свой подход к взаимодействию с клиентами.
Например, YouTube предлагает подписчикам тот же контент, что и остальным пользователям, но без рекламы, с возможностью смотреть его в фоновом режиме и скачивать. Netflix предлагает бесплатный триал на месяц, правда, периодически, в отдельных странах убирает его совсем.
Чем подписки лучше других типов монетизации
Сегодня это один из самых популярных и, главное, прибыльных способов монетизации мобильных приложений. Опрос 400 разработчиков из США и Великобритании показал, что 56% из них используют подписки в своих продуктах, а 36% получают с них больший доход, чем с любых других каналов.
Действительно, прибыль у «подписных» приложений в 1,5–2 раза выше, чем у их конкурентов, которые монетизируются только за счёт рекламы, платных установок или встроенных покупок. Кроме того, несколько лет назад популярность подписок резко выросла, поэтому Apple, а вслед за ним и Google, снизили комиссию на них для разработчиков с 30 до 15%. Таким образом, в 2020 году 100 самых популярных приложений с подпиской принесли 10,3 млрд долларов App Store и 2,7 млрд — Google Play.
Ещё один значимый плюс: доход от подписок легко прогнозировать. Многие приложения предлагают скидки на пакеты на 3, 6 или 12 месяцев. Пользователям это даёт возможность сэкономить, а разработчикам — понимать, какую прибыль ожидать в течение полугода или года.
Какие есть подводные камни
Среди всех способов монетизации в мобайле подписки можно сравнить со встроенными покупками. И то и другое — модели монетизации, где пользователь получает дополнительные функции или контент за деньги.
К сожалению, платящие подписчики не только приносят стабильный высокий доход и являются основой базы лояльных пользователей. Разработчикам приходится решать и такие проблемы, как:
- сложности с грамотным разделением функций на платные и общедоступные;
- постоянная необходимость создавать эксклюзивный контент под высокие ожидания платящей аудитории;
- ограничение семей от совместного использования приложения на нескольких учётных записях и устройствах.
Именно поэтому многие разработчики боятся начинать работу с подписками. А если начинают, то не понимают, как убедить пользователей их покупать.
Решить проблемы поможет комплексный подход и понимание ключевых метрик, о котором можно узнать из экспресс-курса по монетизации приложений.
Есть группа приложений, для которых монетизация за счёт подписок не подходит в принципе.
- Небольшие утилиты: будильники, шагомеры, to-do-листы и трекеры привычек. Мало какой пользователь согласится регулярно платить за такие простые программы. Здесь лучше использовать однократную покупку или рекламу. Модель подписки может сработать, только если вы — лидер в нише.
- Игры. Хотя многие игры и целые игровые сервисы для ПК и консолей успешно используют подписки, в мобайле пользователи больше привыкли к микротранзакциям. Хорошая альтернатива подписке в этом случае — баттл-пасс, открывающий игроку дополнительные уровни, за прохождение которых можно получать награды.
- Приложения e-commerce: интернет-магазины и агрегаторы. В некоторых случаях могут работать подписки для премиум-клиентов: программа лояльности, бесплатная доставка, закрытые распродажи. Сложность в том, что нужна сформированная база постоянных покупателей, а предложение должно быть одновременно выгодно пользователям и приносить прибыль вам. Сохранить баланс не всегда просто.
Если вы дочитали до этого места и поняли, что подписка — это действительно для вас, давайте разбираться, как её грамотно внедрять.
Как подготовиться к внедрению
Предположим, вы решились внедрить систему подписок в свой продукт. С чего начать?
- Избавиться от всех существующих багов и наладить систему оперативного устранения новых (с помощью специальных инструментов). Люди легко отказываются от приложений из-за сбоев — что уж говорить о платных подписках.
- Понять, какая фича может заинтересовать ваших пользователей настолько, что они будут готовы платить за неё на регулярной основе. Важно, чтобы она с первого взгляда выделялась на фоне функций, доступных по умолчанию. Идеи для уникальных фичей можно почерпнуть в этой статье.
- Изучить финансовые привычки и возможности своей ЦА: с учётом пола, возраста и географии.
- Узнать как можно больше о своих конкурентах. Помните: именно слабые местах чужих подписок могут подтолкнуть платящих пользователей перейти к вам.
- Подготовиться к поддержанию контакта с пользователями — выбрать площадку, на которой вы будете сообщать подписчикам о нововведениях, получать фидбэк и показывать, как улучшаете свой продукт.
Четыре шага к прибыльной подписке
Когда подготовительный этап пройден, пора задуматься о том, как лучше реализовать модель. Ниже приведены четыре аспекта, проработка которых однозначно повысит прибыльность вашей подписки.
1. Онбординг
Знакомство нового пользователя с продуктом. В нашем случае — ещё и с подпиской.
На этом этапе важно донести до аудитории, как устроен ваш продукт и какую ценность он несёт. А ещё объяснить, сколько они платят и что получают взамен. Новым пользователям лучше напоминать о возможности оформить подписку, её преимуществах и бонусах и после онбординга — сначала один раз в неделю, затем ежемесячно.
Для оптимизации онбординга под продвижение подписки мы рекомендуем проводить масштабное A/B-тестирование: от текстов описаний тарифов до цвета кнопки регистрации. Если ресурсов хватает, лучше всего кастомизировать тесты под пользователей, пришедших с определённых каналов продвижения.
Хороший пример грамотного онбординга — всё тот же Netflix. Пусть сервис не предлагает никакого бесплатного контента, а возможность получить триал время от времени пропадает. Зато с первых минут взаимодействия с приложением всё понятно: как это работает, что даёт подписка, можно ли её отменить.
2. Триальный период
«Пробник» подписки — возможность познакомиться с премиум-контентом бесплатно.
По умолчанию триальный период нужен каждому приложению. Для пользователей это шанс понять, что их ждёт на «другой стороне», поэтому ваша задача — сделать их опыт максимально положительным.
Сложность здесь в том, чтобы определиться с условиями и продолжительностью триала. Это может быть неделя или даже месяц свободного пользования всеми функциями, а может быть доступ только к нескольким фичам — всё зависит от самого продукта.
Чаще всего встречается схема, где базовые функции приложения доступны всем пользователям бесплатно, а для подписчиков зарезервирована расширенная функциональность и топовый контент. Такой подход помогает набрать хорошую базу пользователей для дальнейшей конверсии их в платящих подписчиков.
К слову о конверсии — работайте над её повышением в каждой точке по отдельности:
- от перехода по ссылке — к загрузке приложения;
- от загрузки — к триальному периоду;
- от триала — к короткой подписке;
- от короткой — к длинной подписке.
Обоснованно щедрый пробный период предлагает новым пользователям Spotify: месяц для семейной и студенческой подписки и два месяца для индивидуальной. В их «премиум» в том числе входит возможность скачивать треки. За долгий триал многие успевают обзавестись оффлайн-плейлистами, с которыми жалко расставаться, — это хороший стимул сохранить подписку.
3. Скидки
Пакетные предложения на 6, 12 и 24 месяца — по сути единственный рабочий способ убедить клиентов оформить подписку сразу на долгий срок. Не пренебрегайте им, ведь гарантия постоянного дохода на ближайшие месяцы часто куда ценнее, чем деньги, потерянные за счёт предоставления скидки.
Например, популярный самоучитель иностранных языков Duolingo предлагает годовую подписку почти в два раза выгоднее месячной.
4. Контент
Чтобы платящая аудитория оставалась с вами, придётся регулярно обновлять продукт, улучшать и расширять функциональность, и — главное — показывать это клиентам. Например, вы можете разместить список обновлений в своих профилях App Store и Google Play. Так потенциальные новые пользователи будут видеть, что приложение не заброшено, а старые подписчики — что платят вам не просто так.
Не забывайте взаимодействовать с аудиторией: следите, каким контентом она интересуется, отправляйте уведомления при выходе апдейтов, запрашивайте фидбэк.
Часто разработчики не утруждают себя написанием осознанных текстов для истории обновлений и прикрепляют к каждому апдейту одно и то же сообщение в духе «исправлены ошибки, повышена стабильность». Выгодно от конкурентов отличается «Яндекс.Музыка»: из истории версий действительно можно узнать, что изменилось.
Как измерять эффективность подписок
Чтобы приложение развивалось, а доход рос, нужно уметь собирать, анализировать и правильно использовать информацию о пользовательской активности.
Некоторые трекеры автоматически собирают статистику по подпискам и разбивают её на необходимые метрики — больше ничего настраивать не нужно. Другие требуют ручной настройки: например, самостоятельно привязать старт пробного периода к событию отправки регистрационной формы.
Какой бы системой аналитики вы ни пользовались, существует ряд параметров, за которыми нужно следить в первую очередь.
1. Пользовательский путь
Как правило, в модели подписки пользователи проходят через три ключевых этапа:
- бесплатный триал;
- месячная подписка;
- годовая подписка.
Это ваша воронка продаж. Нужно смотреть, как с течением времени меняется процент пользователей, переходящих на каждый следующий шаг. Особенно — после крупных апдейтов. Так вы будете понимать, всё ли делаете правильно.
2. Отказы на этапе оформления
Настройте событие на страницу оформления подписок. Так вы будете видеть, сколько пользователей её посещает и сколько из них совершает покупку. Обращайте внимание, как эти числа меняются после обновления интерфейса. Чтобы отслеживать различия в поведении пользователей, приходящих с разных каналов, используйте трекинг-ссылки.
3. Доходность приложения
Помните, что ваша основная цель — повышение ROI (коэффициента возврата инвестиций) и LTV (пожизненной ценности) клиентов. Нужно постоянно следить за тем, как меняются метрики доходности. Ведь это главное мерило успеха продукта.
В «подписных» приложениях нельзя измерять ROI и LTV так же, как при других моделях монетизации. Здесь ключевую роль играет время. Нужно понять, когда наши пользователи в полной мере раскрываются — и только тогда приступать к расчёту их ценности. Это могут быть дни, недели, месяцы — многое зависит от продолжительности триала. В идеале, нужно анализировать поведение новых пользователей в первые два месяца и считать, через какое время они доходят до платной подписки.
4. Общие параметры
Для приложений с подпиской актуальны такие базовые метрики, как пользовательская активность, Retention Rate, Churn Rate или ARPU.
Как myTracker может вам помочь
myTracker — один из тех инструментов, которые умеют собирать всю необходимую информацию сами: триальные и повторные подписки, продления, конверсия, доход и множество других метрик. С myTracker вы в любой момент сможете увидеть:
- количество платных и пробных подписок;
- количество первых подписок и продлений;
- конверсию на любом этапе воронки;
- различия в поведении подписчиков по каналам;
- доход, который вы получаете.
Чтобы получить доступ ко всем этим функциям, нужно установить наш SDK и ввести ключ верификации. Вся информация будет доступна сразу после регистрации и подключения myTracker.