Объясняем на пальцах: 10 мультимедийных лонгридов
Цифровой сторителлинг позволяет рассказать историю нетипичным образом. Рассказ больше не полотно текста, иногда разбавляемое иллюстрациями и возможностями верстки: подзаголовками, цитатами, сносками и так далее.
Сегодня важно красиво и доступно излагать информацию, привлекать и удерживать читателей. Требования стали выше, а суть осталась прежней: заставить пользователя прочесть и понять суть информации.
Мы отобрали 10 мультимедийных лонгридов, и даже смогли найти у них минусы, что было непросто.
«Невольник чести» ТАСС
История последней дуэли Пушкина и его главной любви в трех частях.
Плюсы:
- Стильные иллюстрации.
- Материал в едином стиле.
- Выдержки из документов.
- Карты и таймлайн.
- Интересные цитаты.
- Текст не выглядит простыней.
- Плавный скролл.
«В поисках бесконечной энергии» МИА Россия сегодня
МИА «Россия сегодня» совместно с НИЦ «Курчатовский институт» создали интерактивный лонгрид на тему атомной энергии и работы реактора.
Плюсы:
Интересное использование моушн-графики.
Минусы:
По статистике, если страница плохо грузится, то пользователь чаще всего не будет ждать полной загрузки и просто закроет материал. А этот лонгрид загружается слишком долго. Хотя полоса загрузки его немного спасает.
Зато все окончательно портит верстка уровня «не очень».
«Snow Fall. The Avalanche at Tunnel Creek» The New York Times
История горнолыжников, попавших под сход лавины, завоевала весь мир. Этот мультимедийный лонгрид произвел революцию.
Несмотря на сплошную простыню текста — он все равно достоин бесконечного проскролла, любви и обожания. За графику и инфографику, видео и революционную для 2012 года подачу.
«Glitter In the Dark» Pitchfork
«Я не знаю эту девушку, но меня она уже бесит».
История музыканта, рассказанная нетрадиционным способом. Фотографии оживают вместе со скроллом страницы. Думаю, российским медиа такой формат по душе. А вот понравится ли это пользователям? Вопрос.
«Приразломная жизнь» Коммерсантъ
Коммерческий (или выглядит таковым) проект Коммерсанта и «Газпром Нефти», который начинается с подзаголовка «На твоем месте Миллер сидел».
Плохо прогружаемый лонгрид, который, тем не менее, довольно неплох. Загружался бы быстрее — цены не было. Хотя зачем мы врём? Еще нужен интересный текст, чтобы не так бросалась в глаза роль во всем этом Газпрома. Да и слишком всё чистенько и аккуратненько. Не социальщина, однако.
Ещё, кстати, может раздражать звук, который не всякий с первого раза догадается как отключить: проще сделать это в самой вкладке, потому как полупрозрачную иконку, расположенную в самом низу страницы, трудно найти.
«The Russia Left Behind» The New York Times
Приятный лонгрид о дороге из Санкт-Петербурга в Москву. Настоящий социальный репортаж о том, какая на самом деле жизнь дальше федерального города.
Аккуратный и чистый материал, ничего лишнего, хорошие фотографии, неплохая верстка. Благодаря мультимедийному решению карты слева, которая движется параллельно проскроллу, текст не напоминает полотно. Кроме того, это заслуга фотографий, видео, смотрящихся как фотографии на превью и отсутствию раздражающих факторов.
Все бы замечательно, только хочется чего-то большего. Аккуратный лонгрид, но при этом все-таки не хватает интересных решений, как было в Snow Fall.
«Firestorm» The Guardian
Проект, занявший пять месяцев жизни фрилансера, его создававшего, и приуроченный к запуску австралийской версии издания. По названию уже понятно, что речь идет о пожарах в Тасмании.
Прекрасные решения, хорошая верстка, отличное использование технологий. К тому же это даже не лонгрид, а чуть ли не мультимедийная книга. Тот факт, что видео идут пикселями то ли из-за того, что архивные, то ли у фотографа и оператора техника подкачала, все испоганил. Не жалейте денег на оборудование и людей, друзья!
«Killing Kennedy» The National Geographic Channel
Прекрасная верстка, интересная история, даже пиксели архивных фотографий ничего не портят. Есть видео, фотографии, инфографика. И их нетривиальное использование. 5 баллов. А музыку легко выключить.
«Всем миром. Год спустя» Первый канал
Да, тот самый момент, когда Первый канал умеет в технологии и лонгриды. Внятный текст, много инфографики, пусть и не самого высокого уровня. Фотографии, видео, легкая верстка и кнопка выключения звука на видном месте. Кстати, хроника плашкой сверху — интересная задумка. Цифры меняются вместе со скроллом.
«Danny Brown / Sky High» Complex
«Падай вместе со мной».
Тяжеловесно, поэтому долго грузит. Этот факт вкупе с мелким тяжело читаемым шрифтом немного (или всё же много) портит впечатление.
Но. Великолепная верстка, несмотря на шрифт, крутая задумка и исполнение, харизматичный герой и хорошая история делают этот материал прекрасным образцом для подражания. Учитесь!
Итак, как не надо
- Надеяться, что музыку все полюбят. Возможно, у читателя иной вкус, а может быть он глухой, а, может, и нет. И не факт, что одно лучше другого. Испугавшийся громких звуков пользователь — не лучший комплимент вашему проекту.
- Делайте кнопку, если звук важен. И лучше, чтобы она легко находилась и была большой. Спасибо!
- Не мельтешите. Меньше, да лучше. Много плохо проработанных и продуманных вещей могут убить любую крутую задумку.
- Подумайте о скролле, элементах лонгрида и их взаимодействии.
- Цвета — это важно. Наймите хорошего дизайнера или иллюстратора, слушайте его советы и не забывайте учитывать мнение команды.
- Плохие фотографии на больших экранах идут пикселями. Архивным фотографиям это простительно, а вот репортажным — нет. Снимайте на хорошую технику, работайте в редакторах. И живите счастливо, конечно!
- Избыточность, мелкий шрифт непонятного цвета или вырвиглазный стиль, непродуманная типографика или история могут убить всё. В том числе кровоточащие глаза пользователя.
- Простыня текста — не лучшее решение. Лонгрид — это много букв. Если читателю не за что зацепиться, посмотреть и отдохнуть, сложно уловить смысл с помощью инфографики, видео или фото при беглом проскролле — вы создали не лучшее творение. Поверьте.
- Скучная или тяжелая верстка. Лучше сразу убейте своего читателя и не тратьте свое и наше время.
Как надо
Классно, если вы усвоили советы и сделали все наоборот. Но чаще люди совершают ошибки или просто не умеют в мультимедиа и лонгриды. Чтобы этого не случилось — учитесь у лучших. Можно на нашем курсе «Контент-продюсер», где как раз учат делать великолепные истории в крутом исполнении. Любите своего читателя и развивайтесь, тогда и мы будем отвечать вам тем же.