Инструкция Роскомсвободы для бизнеса: как подать в суд на Роскомнадзор
Что делать пострадавшим от блокировок компаниям.
Роскомсвобода призвала компании, которые пострадали от блокировок Роскомнадзора, подавать на ведомство в суд. Для этого юристы проекта подготовили специальную форму искового заявления.
«Если ваша компания стала жертвой столь халатного исполнения Роскомнадзором своих полномочий и вы, ваши сотрудники, а также ваши клиенты лишились доступа к сайту или мобильному приложению, мы призываем вас защищать ваши права в суде и обжаловать действия РКН для признания действий надзорного органа незаконными».
По словам Роскомсвободы, в случае доказательства вины сотрудников ведомства, принявших решение о блокировке целых диапазонов сетевых адресов, предприниматели смогут требовать возмещения убытков из государственной казны.
Что нужно сделать, чтобы подать на Роскомнадзор в суд:
1. Скачать заявление, указать наименование организации, юридический и фактический адреса, внести сведения о сайте и заблокированных IP-адресах, распечатать, подписать и поставить дату.
2. Подготовить скриншоты о недоступности сайта или приложения. Желательно, чтобы они были заверены двумя-тремя ответственными работниками компании.
3. Подготовить скриншот администраторской панели в личном кабинете регистратора домена с указанием сетевого адреса сайта.
4. Приложить (по возможности, если домен зарегистрирован у российских регистраторов) справку или сертификат о регистрации доменного имени.
5. Приложить договор с хостинг-провайдером (либо платёжные документы, подтверждающие оплату хостинга).
6. Приложить распечатку страницы сайта Единого реестра с реестровой записью о блокировке IP-адреса, на котором находится ресурс компании.
7. Приложить распечатку страницы сайта из личного кабинета Amazon Web Service, Google Cloud или другого сервиса, чьи облачные сервера оказались заблокированы в связи с включением IP-адреса в реестр.
8. Приложить статистику посещений сайта.
9. Попросить пользователей или клиентов замерить, какие провайдеры и как именно ограничивают доступ к ресурсу с помощью инструментов OONI, Blockcheck или F-Droid. Инструкцию для пользователей можно посмотреть здесь. Это может пригодиться для дальнейшего доказывания факта массового ограничения доступа со стороны операторов связи.
10. Направить экземпляр искового заявления в Роскомнадзор по адресу 109074, г.Москва, Китайгородский пр., д.7, стр.2. Оригинал почтовой квитанции необходимо будет приложить к иску.
11. Оплатить государственную пошлину в размере 3000 ₽ по следующим реквизитам. Оплачивать необходимо с расчётного счёта ИП или ООО. Оригинал платёжного поручения (желательно с синей печатью банка) необходимо будет приложить к иску.
После того как все документы и доказательства готовы, предприниматель может подать иск в суд лично, почтой или через систему электронной подачи документов.
Как подать иск в электронной форме:
1. Зарегистрироваться на сайте электронной подачи документов в суд my.arbitr.ru (понадобится верификация через площадку госуслуг).
2. Выбрать во вкладке «Вид обращения» — «Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными (ст. 199 АПК РФ)».
3. Указать во вкладке «Заявитель» реквизиты компании.
4. Выбрать во вкладке «Заинтересованное лицо» — «Государственный орган» и указать реквизиты Роскомнадзора.
5. Выбрать во вкладке «Суд» — Арбитражный суд Москвы.
6. Во вкладке «Документы» загрузить последовательно все документы.
7. Проверить все сведения и загруженные документы и нажать «Отправить», после чего документы уйдут в суд, заявителю на email поступит уведомление об этом.
Как подать иск лично:
1. Распечатать исковое заявление в двух экземплярах.
2. Лично привезти исковое заявление с приложениями в Арбитражный суд Москвы по адресу г. Москва, ул. Большая Тульская, д. 17. Приём исковых заявлений производится с понедельника по четверг с 9:00 до 13:00.
3. Подать сотруднику отдела делопроизводства подписанное исковое заявление со всеми приложениями, плюс второй экземпляр искового заявления, на котором сотрудник поставит печать и вернёт заявителю.
При возникновении сложностей с подачей иска можно написать на почту help@digitalrights.center.
Напомним, 13 апреля Таганский суд Москвы постановил немедленно заблокировать Telegram на территории России по причине отказа передать ФСБ ключи шифрования сообщений пользователей. Роскомнадзор начал ограничивать доступ к мессенджеру 16 апреля.
Telegram использовал для обхода блокировки мощности облачных хостинг-провайдеров. В связи с этим РКН внесло в реестр запрещённых сайтов почти 18 миллионов IP-адресов крупных провайдеров Google, Amazon, Microsoft и Digital Ocean. Это вызвало проблемы в работе других компаний, которые использовали серверы облачных сервисов.
Ночью 27 апреля Роскомнадзор внёс в реестр запрещённых сайтов IP-адреса, принадлежащие крупнейшим российским ИТ-компаниям — Mail.Ru Group и Яндексу. Также под блокировку попали Faсebook, Twitter, Yahoo и LiveInternet. Через два часа адреса разблокировали. Ведомство объяснило добавление IP-адресов в реестр «технологическими особенностями работы системы».
После этого Яндекс поделился своей официальной позицией по поводу массового ограничения доступа к ресурсам. Директор по связям с общественностью компании Очир Манджиков заявил, что попытка заблокировать Telegram в России стала «ударом по всему рунету». Между тем во ВКонтакте сказали, что доступ к ресурсам ограничивается «из-за непонимания принципов работы современного интернета».
Днём 28 апреля РКН разблокировал порядка 3,2 млн IP-адресов хостинг-провайдеров Amazon и OVH SAS. По словам ведомства, ограничения сняли, чтобы избежать блокировки «добропорядочных интернет-ресурсов».
«При этом IP-адреса Telegram, находящиеся в составе данных подсетей, полностью установлены и продолжают блокироваться. Аналогичный метод ограничения доступа к мессенджеру будет расширен и на другие подсети хостинг-провайдеров».
Тем временем интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев признал невозможность блокировки Telegram, а против Роскомнадзора уже подали первый иск — бизнесмен Александр Вихарев потребовал у ведомства 5 млн ₽.
Хотите подсказать новость или поделиться экспертным мнением? Пишите: news@cossa.ru
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.