В Google Документах нашли ксенофобную инструкцию по найму в Тинькофф Банк
Автором файла оказался сотрудник банка — с ним провели «инструктаж по ценностям группы».
Вечером 4 июля пользователи обнаружили, что в поисковой выдаче Яндекса появились публично доступные файлы Google Docs. Среди них также был документ с инструкцией по найму, созданный предположительно для сотрудников Тинькофф Банка.
Согласно документу, в банк запрещается нанимать соискателей определённых сексуальных ориентаций, национальностей, рас и профессий. Так, например, под ограничения попали темнокожие люди, «ярко выраженные представители сексуальных меньшинств» и те, кому «нужно молиться в течение рабочего дня».
В пресс-службе Тинькофф Банка отрицают причастность к документу. В банке заявили, что выясняют происхождение файла.
«Нет, конечно таких документов в нашей организации нет. Мы принимаем на работу любого, кто сможет эффективно трудиться на том месте, на которое претендует. В группе Тинькофф работают сотрудники всех рас, сексуальных ориентаций, возрастов и вероисповеданий, в том числе и указанных в этом тексте».
Вскоре после того, как на документ обратили внимание пользователи и СМИ, доступ к нему ограничили.
Обновлено в 16:40. Пресс-служба Тинькофф Банка рассказала vc.ru, что автором документа «с неясными намерениями» оказался сотрудник компании. По словам представителей банка, описанные в тексте правила «прямо противоречат HR-политике группы».
«Группа Тинькофф жёстко выступает против любой дискриминации человека, основанной на каких-либо признаках. С указанным сотрудником проведён дополнительный инструктаж по ценностям группы».
Кроме того, в банке удивлены тем, что многие поверили в то, что «крупная финансово-технологическая группа, котирующаяся на Лондонской бирже, может так формулировать свои внутренние документы».
«Мы готовы предоставить любым заинтересованным лицам информацию как о политике в области найма персонала, так и о социальных и благотворительных проектах группы».
Документы в поиске Яндекса
Появившиеся в выдаче Яндекса файлы Google Docs не были защищены настройками приватности. Среди них оказались документы с паролями и другой секретной информацией.
Пользователи стали призывать в соцсетях срочно изменить настройки файлов, а также вводить в поиске Яндекса случайные запросы и находить различные конфиденциальные документы.
Документы исчезли из выдачи Яндекса около 1:00 5 июля по московскому времени.
Чтобы проверить, закрыты ли нужные документы для публичного доступа, можно воспользоваться инструментом Filewatch Rekatsu. Сервис просканирует ваш Google Диск и напишет обо всех файлах, не защищённых настройками приватности.
Как такое произошло?
В Медузе отмечают, что ссылки на Google Docs в поисковых системах — это нормально, но не всегда. Ещё в 2009 году Google объявил, что открытые документы из сервиса начнут появляться в выдаче поисковиков, но только если на них существует публичная ссылка. Это означает, что ссылка на файл, которой пользователь не делился ни с кем (или отправлял только по почте или в мессенджерах), не должна оказаться в выдаче — даже если доступ к документу не ограничен. 5 июля в своём блоге на русском языке Google также фактически подтвердил эти правила индексации.
Тем временем в Яндексе подчеркнули, что индексируют только «открытую часть интернета» — страницы, которые доступны при переходе по ссылкам без ввода логина и пароля.
«Страницы, индексация которых запрещена администратором сайта в файле robots.txt, Яндекс не индексирует, даже если они находятся в открытой части интернета».
Таким образом, роботы Яндекса имели право индексировать документы, к которым сами пользователи открыли доступ. При этом, отмечают в Медузе, просто подобрать адреса документов Яндекс бы не смог: это длинные случайные наборы символов.
«Ссылки на файлы, к которым может иметь доступ кто угодно, всё равно нужно было где-то добыть».
В издании предполагают, что Яндекс мог проиндексировать ссылки, которые пользователи открывали с помощью Яндекс.Браузера или пересылали через Яндекс.Почту. В 2015 году приватные ссылки, которые без всяких нарушений собирал браузер, уже случайно оказывались в базе индексации поискового робота. Тогда Яндекс это признавал и обещал, что ошибка не повторится. Сейчас компания не прокомментировала эту версию.
О диджитале в удобном формате ➜ читайте нас в Telegram
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.