ФРИИ предложил россиянам зарабатывать на продаже их персональных данных
В фонде считают, что любой человек сможет получать благодаря этому 15–60 тысяч ₽ в год.
Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) предложил внести изменения в закон «Об информации», которые разрешат свободный оборот «деперсонализированных» данных пользователей на рынке. По оценке авторов проекта, россияне смогут продавать свои данные, зарабатывая до 60 тысяч ₽ в год.
Деперсонализированные данные
ФРИИ предлагает ввести термин «деперсонализированные данные» и обеспечить их свободное обращение на рынке. Россияне смогут предлагать бизнесу свои данные с определённой целью и сроками за вознаграждение в различных формах. Компании будут покупать данные, если пользователь даст согласие на их обработку, и отчислять в его пользу процент от сделки. При этом россияне могут не соглашаться на обработку данных, чтобы исключить их из оборота.
В фонде считают, что любой человек сможет зарабатывать 15–60 тысяч ₽ в год, что станет «мощной мотивацией» для регистрации в качестве самозанятых. Это «позволит принести в казну несколько миллиардов рублей» от физлиц и налоги юрлиц, участвующих в обороте данных. При этом бизнес получит инструмент легального обмена пользовательскими данными и дополнительный доход, что ускорит рост этого рынка и ликвидирует в нём теневую экономику, рассчитывают авторы инициативы.
Эксперты скептически относятся к законопроекту
«Концепция, что человек может полноценно распоряжаться своими данными, красива, но требует законопослушности всех участников интернета», — считает глава департамента по развитию фонда Сколково Сергей Израйлит. По его мнению, оценка доходов в 15–60 тысяч ₽ в год на человека завышена — можно говорить лишь о нескольких тысячах рублей в год, что «вряд ли заставит граждан регистрироваться в качестве самозанятых».
Суммы 15–60 тысяч ₽ «выглядят крайне сомнительными», согласен основатель и технический директор DeviceLock Ашот Оганесян: это значило бы, что на такие выплаты в масштабах страны ушли бы триллионы рублей, притом что весь рекламный рынок — потенциально основной потребитель таких данных — оценивается в 450 млрд ₽.
Кроме того, по мнению Оганесяна, законопроект легализует действия, которые сегодня незаконны, и составлен «к откровенной выгоде российских держателей больших данных» — банков, операторов связи и крупнейших интернет-сервисов.
«За счёт слова „деперсонализация“ он открывает практически безграничные возможности торговли клиентскими данными и снимает ответственность за их утечки. Просто из данных будут исключены фамилия, адрес и телефон, а добавлен, например, рекламный ID. При этом эксперименты показывают: достаточно совместить совсем небольшой объём деперсонализированных данных, чтобы с высокой точностью привязать их конкретному человеку», — предостерегает он. В ФРИИ возражают, что деперсонализированные данные в отличие от обезличенных полностью утрачивают связь с субъектом — его нельзя идентифицировать даже с помощью дополнительной информации.
С тем, что проект будет особенно интересен крупным розничным банкам и торговым сетям, согласен и директор по инновациям «SAS Россия и СНГ» Юлий Гольдберг. Он отмечает, что для них он откроет новые возможности в части продуктов, контактной политики и предупреждения мошенничества.
Фото на тизере: ev
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.