Как российский бизнес использует ИИ сейчас и что будет через 5 лет. Совместное исследование РАЭК, НИУ ВШЭ и Microsoft
Сейчас за всех отдуваются виртуальные помощники, но уже в течение 5 лет ждут настоящего прорыва от самоуправляемых механизмов и робототехники.
Исследование «Цифровая экономика от теории к практике: как российский бизнес использует ИИ», проведённое РАЭК и НИУ ВШЭ при поддержке Microsoft, показало, что наиболее часто используемые ИИ-решения в России:
-
виртуальные помощники: их применяют 38% руководителей и ведущих специалистов,
- прогнозный анализ (35%),
- машинное обучение (35%).
А в течение 5 лет ожидают взрывной рост применения ИИ в двух областях: самоуправляемые механизмы, например, беспилотный транспорт (с 9% до 24%) и робототехника (с 8% до 17%).
Большинство компаний используют искусственный интеллект в областях:
-
исследований и разработки (R&D) — 41%,
- работе с клиентами (например, для персонализации) — 32%,
- обслуживании клиентов — 31%.
Меньше всего его задействуют в юридических процессах (5%), в ценообразовании и продвижении (6%), в финансах и бухгалтерии (6%).
Лидеры по внедрению и использованию ИИ — маркетинг и реклама, ретейл, банкинг, телекоммуникации и промышленный комплекс.
Способы применения ИИ различаются в зависимости от индустрии. В промышленности это чаще всего рекомендательные системы для принятия технологических решений и повышения безопасности производства, в розничной торговле — это решение логистических задач, изучение поведения покупателей, а в банках ИИ используют для формирования индивидуальных предложений, повышения эффективности таргетингов.
Основные преимущества применения ИИ: более половины (58%) опрошенных назвали оптимизацию бизнес-процессов, чуть меньше (49%) выделили разработку новых продуктов и услуг, а 41% после внедрения ИИ ожидают увеличения производительности труда. На повышение качества продуктов и услуг в результате внедрения ИИ рассчитывают 33% опрошенных, а 32% — на улучшение взаимодействия с клиентами.
Основные критерии оценки внедрения ИИ: удовлетворённость клиентов/партнёров/инвесторов (34%), достижение ожидаемого возврата инвестиций, ROI (33%) и качество продуктов и услуг (27%).
ИИ в следующей пятилетке. Более 90% опрошенных экспертов считают, что в 2019–2024 годах ИИ повлияет на экономический рост, производительность труда и инновационное развитие, 69% предполагают существенное влияние на создание рабочих мест — появление новых профессий, изменение требований к профессиям и другое. 50% экспертов считают, что основные индустриальные вызовы развития ИИ в России — управление данными (сбор, аналитика, интерпретация данных), наличие и квалификация специалистов (37%) и необходимость изменения существующих бизнес-моделей (27%).
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.