Исследование ScrumTrek: насколько успешно российские компании проводили Agile-трансформацию в 2019 году. Читайте на Cossa.ru

29 января 2020, 15:10

Исследование ScrumTrek: насколько успешно российские компании проводили Agile-трансформацию в 2019 году

55% респондентов удалось ускорить поставки и выход продукта на рынок, и до 48% отметили существенный рост его качества. И это не только в IT.

Компания ScrumTrek, которая специализируется на внедрении Agile-подходов, провела очередное ежегодное исследование об особенностях внедрения гибких методологий управления в России. 

В опросе, который проходил с марта по декабрь 2019 года, приняло участие более 1500 человек из более чем 70 городов. Больше всего респондентов по-прежнему из Москвы (38%) и Санкт-Петербурга (18%), однако доля двух столиц снизилась по сравнению с 2018 годом (с 71 до 56%), а доля нестоличных городов выросла: 10% респондентов из Новосибирска (трёхкратный рост), 7% — из Саратова (рост в 4 раза), 4% — из Череповца. При этом 51% респондентов работают в командах, распределённых по разным городам и странам, что характерно для крупного и среднего бизнеса.

В 2019 году число респондентов из зрелых в Agile-компаний превысило число респондентов, пилотирующих Agile, во всех городах из первой десятки.

Основные результаты исследования, усреднённые по размеру компаний, наполовину отражают ситуацию в компаниях размером от 500 сотрудников: в крупном бизнесе работает 50% участников исследования (в компаниях размером от 50 до 500 сотрудников — 32%).

Распределение респондентов по отраслям показывает, что IT-индустрия теряет свою монополию на Agile

Число Agile-команд, производящих материальные товары, растёт и в прошлом году достигло 9% (в 2018 году эта доля составляла 8%, в 2017 — 5%). Хотя 41% участников исследования представляли информационные технологии, 25% работают в сфере финансов, а процент Agile-практиков, например, из тяжёлой промышленности вырос в два раза по сравнению с 2018 годом (до 4,5%).

В ходе исследования компания ScrumTrek изучала и то, специалисты какого профиля в опрошенных компаниях вовлечены в Agile-трансформацию:

  • На первом месте — менеджеры проектов (19,5%): больше всего из IT (24% участников из компаний, работающих в области информационных технологий).
  • На втором месте — новые роли в компаниях, изменивших свою структуру под Agile: Scrum-мастера (16%), владельцы продуктов (7%) и Agile-коучи (6%). Больше всего их в финансовой отрасли.

В телекоммуникационном секторе — по сравнению с остальными отраслями — вовлечённость топ-менеджмента в несколько раз ниже, однако вовлечённость среднего менеджмента — выше.

Цели Agile-трансформации: ожидания и реальность

Основная цель, которую преследуют компании, решающиеся на Agile-трансформацию, — ускорение поставок и выхода продуктов на рынок. Эту цель в 2019 году реализовали 55% участников исследования. При этом успешное достижение этого результата отмечается 47% респондентов уже на этапе пилотирования, 60% — на этапе внедрения во всей организации, 75% — после внедрения Agile.

Повышение качества продуктов примерно одинаково во всех отраслях: 43–48% респондентов отметили существенный рост качества. Представители финансовой и телекоммуникационной отраслей предъявляют к этому показателю повышенные требования (61–62%), поэтому их ожидания здесь не оправдываются. Однако если говорить о повышении мотивации сотрудников и прозрачности ведения проектов, то в отношении этих параметров фиксируется превышение ожиданий представителями всех отраслей и компаний с любым опытом работы с Agile.

Два наиболее заметных улучшения, которые отметили люди после перехода на Agile, — прозрачность работ и управление часто меняющимися приоритетами. Причина — в том, что любой Agile-подход предполагает визуализацию работ и итеративность.

Чаще других свои главные цели по приоритетным направлениям достигают компании из IT-сектора.


IT



Топ-5 целей Топ-5 достижений

1. Управление изменениями 1. Управление изменениями

2. Прозрачность 2. Прозрачность

3. Скорость 3. Согласовать бизнес и IT

4. Качество 4. Скорость

5. Согласовать бизнес и IT 5. Качество

В финансовой отрасли совпадение целей и достижений не такое впечатляющее, однако такая ключевая задача, как согласование бизнеса и разработки, успешно достигается.


Финансы



Топ-5 целей Топ-5 достижений

1. Качество 1. Управление изменениями

2. Согласовать бизнес и IT 2. Прозрачность

3. Скорость 3. Согласовать бизнес и IT

4. Управление изменениями 4. Скорость

5. Прозрачность 5. Мотивация

В телекоммуникационной отрасли в 2019 году существенно вырос процент компаний, которым удалось ускорить поставку продуктов (с 51 до 66%) и предсказуемость поставок (до 60%). Представители производственного сектора, ритейла, энергетики и других отраслей чаще других фиксировали, что их достижения превзошли ожидания. Это может быть связано и с тем, что их ожидания были не так отчётливо сформулированы в силу меньшего опыта работы с Agile, и с тем, что на фоне крайне медленных процессов в крупных организациях до внедрения Agile любые — даже самые небольшие — изменения приводят к резкому улучшению многих показателей.


Другие отрасли



Топ-5 целей Топ-5 достижений

1. Управление изменениями 1. Прозрачность

2. Скорость 2. Управление изменениями

3. Качество 3. Мотивация

4. Прозрачность 4. Производительность

5. Производительность 5. Скорость

Общемировая статистика по целям и достижениям в том, что касается Agile-трансформации, примерно такая же, как и по России.

  • Главные достижения — управление меняющимися приоритетами (69% в мире, 73% в России) и прозрачность ведения проектов (65% в мире, 70% в России).
  • Повысить скорость хотят 74% респондентов общемирового исследования, в России — 55%.
  • Достигается увеличение скорости в среднему по миру чаще, чем в России (63% против 55%), однако — в отличие от России — этот показатель намного ниже ожидаемого уровня.

Относительно небольшое увеличение скорости в российском Agile объясняется тем, что средний опыт применения гибких методов управления проектами в России — 2,7 года, а в мире — 4 года.

Процесс Agile-трансформации: скорость и цена изменений, методы

41% компаний переходят от пилотирования Agile к масштабированию на всю организацию за год или быстрее, 42% компаний — успешно завершают трансформацию за 2–3 года.

По сравнению с 2018 годом вдвое выросло число респондентов, отметивших высокий уровень компетенции в Agile всей организации, имея соответствующий опыт не больше трёх лет (с 2,2 до 5%). Это может указывать на то, что трансформации начинают проходить быстрее. В IT по-прежнему высока (33%) доля компаний, начавших применять Agile лишь год назад; среди компаний из других отраслей доля таких организаций 52%.

Проводить Agile-трансформацию компаниям из всех отраслей мешают практически одни и те же факторы: недостаточный опыт, корпоративная культура, недостаточное обучение (особенно в IT и производственных компаниях), низкий уровень сотрудничества (особенно в телеком-компаниях).

Что касается факторов, которые, согласно ответам респондентов, помогают внедрению Agile, то в IT успеху масштабирования способствуют поддержка большинством сотрудников и согласованность процессов и практик; в финансовой сфере — внутренние тренинги и собственные Agile-коучи; в телекоме — внешние тренеры и консультанты.

Самый популярный Agile-подход в России — Scrum (43%). При этом с ростом зрелости в Agile процент компаний, использующих Scrum, становится чуть выше.

Доля применения собственной комбинации существующих Agile-подходов — 26%, что почти в 2 раза превышает среднемировой показатель.

Что касается воспринимаемой эффективности различных методов, то Scrum и Kanban примерно с одинаковой вероятностью приводят к росту скорости поставки продуктов: до 66% респондентов из зрелых в Agile компаний наблюдают заметный рост. Собственный Agile-подход помог достичь этой цели лишь 57% компаний (в IT — 45%). Этот показатель ещё ниже среди тех компаний, кто пилотирует Agile: Scrum принёс ускорение 51% респондентов из начинающих компаний, Kanban и собственный подход — 43%.

Что касается методов масштабирования на всю организацию, здесь на первом месте (35%) Scrum-of-Scrums (SoS): этот достаточно простой подход значительно чаще практикуют небольшие компании, имеющие небольшой опыт применения Agile. На втором месте — собственные подходы (29%). На третьем месте — Scaled Agile Framework® (SAFe®): популярность этого метода выросла на 61% по сравнению с 2018 годом (сейчас составляет 19%). Если в 2017–2018 годах компании всех размеров одинаково активно применяли и SAFe®, и Large-Scale Scrum (LeSS), то в 2019 году популярность SAFe® оказалась гораздо значительнее по сравнению с LeSS (10,3%). При этом именно среди более крупных и зрелых компаний особенно заметно превосходство SAFe (в полтора-два раза по сравнению с LeSS). Судя по всему, крупные российские компании делают ставку на SAFe®.

В мире иное распределение популярных методов масштабирования Agile: первое место — SAFe® (30%), второе — SoS (16%), собственный подход всего у 8%.

О компании ScrumTrek

ScrumTrek — компания, которая более 12 лет проводит тренинги по Agile, Scrum, Kanban и Agile-трансформации компаний. Компания разработала собственный метод внедрения Agile, адаптированный под специфику российского бизнеса. ScrumTrek аккредитована ICAgile, Kanban University, Scaled Agile Inc. Компания развивает Agile-сообщество и организует ежегодные профильные конференции AgileDays, OKR Russia, Enterprise Agile Russia и ArchDays, бесплатные конференции AgileKitchen.

Источник фото на тизере: Фотобанк Photogenica


Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!


Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.

Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.

Успейте приобрести пакет до повышения цены!

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is

Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Авторизуйся через VK:
Vkontakte
Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой