Исследование HeadHunter: какие диджитал-специалисты востребованы в России и сколько за них готовы платить работодатели
Аналитики hh.ru проанализировали около 268 тысяч российских вакансий из сферы маркетинга, рекламы и PR.
Специалисты по маркетингу, рекламе и PR стабильно входят в десятку самых востребованных в Москве и Санкт-Петербурге: на долю предложений о работе, размещённых в этой профобласти на hh.ru, в столице приходится 9% от всех вакансий в городе, в городе на Неве — 7%. При этом каждая третья вакансия на hh.ru в 2019 году была размещена в других регионах России.
Кто востребован у работодателей
В большей степени у российских работодателей востребованы:
- менеджеры по работе с клиентами (23% от всех специализаций в профобласти маркетинга, рекламы, PR в 2019 году);
- специалисты в области PR и коммуникаций (22%);
- интернет-маркетологи (18%);
- менеджеры по продвижению и ивент-менеджеры (17%);
- мерчандайзеры (13%);
- руководители департаментов маркетинга (11%);
- проектные менеджеры (10%);
- аналитики и дизайнеры (по 9%).
Растёт спрос на специалистов в области диджитал-маркетинга. За три года востребованность SMM-менеджеров и медиабайеров увеличилась в 3,5 раза, причём число вакансий для представителей этих профессий росло стабильно от квартала к кварталу.
С 2017 года резко начало расти количество предложений о работе для таргетологов: фактически за три года рынок вакансий для таргетологов вырос в 45 раз.
Плавно растёт спрос на контент-менеджеров и диджитал-маркетологов: по сравнению с январем–мартом 2016 года число вакансий увеличилось в 2,5 раза.
В спросе на email-маркетологов наблюдается явная сезонность: к концу года резко увеличивается востребованность специалистов этого профиля. В 2019 году заметен явный рост интереса к email-маркетологам на рынке труда: +206% к первому кварталу 2016 года.
Судя по динамике предложений о работе для руководителей интернет-проектов и директоров по маркетингу и PR, в 2018 году, когда для этих специалистов активно увеличивалось количество вакансий, российские компании стали расширять департаменты. Причём набирали не только линейных специалистов, но и управленцев. Пик спроса на интернет-маркетологов тоже пришёлся на 2018 год, однако число вакансий для представителей этой профессии не снижается и сегодня (+118% к первому кварталу 2016 года).
Средние предлагаемые зарплаты
Среднее зарплатное предложение в вакансиях для специалистов из сферы маркетинга, рекламы, PR чуть выше уровня средних предлагаемых зарплат в целом по рынку труда. А рост наметился лишь в 2019 году — как для регионов, так и для петербургского рынка труда.
В целом тенденция к росту зарплат начала проявляться ещё с середины 2018 года: в июле 2018 года работникам уровня «специалист» (с опытом работы до трёх лет) компании в среднем готовы были предложить 44,8 тысячи рублей, работникам из области маркетинга и PR — 45,6 тысячи рублей. В конце 2019 года разрыв увеличился: средние показатели достигли 46,7 тысячи рублей и 49,3 тысячи рублей соответственно.
В Северной столице ситуация несколько иная: зарплатное предложение по рынку в целом практически идентично тому, что указано в вакансиях для представителей сферы маркетинга. За последний год оно выросло с 48,6 тысячи рублей (в январе 2018 года) до 53,2 тысячи рублей.
На самый высокий уровень зарплат могут рассчитывать директора по маркетингу и PR — средний уровень зарплатных предложений для них по Москве по итогам прошедшего года составил 135 тысяч рублей. В Петербурге предлагают меньше — в среднем 100 тысяч рублей, в регионах — 60 тысяч рублей.
На втором месте в зарплатном рейтинге — медиабайеры. Среднее зарплатное предложение для них — 100 тысяч рублей (по всем регионам).
Замыкают тройку лидеров по уровню заработных плат руководители интернет-проектов — размер их финансового вознаграждения в столице в среднем достигает 100 тысяч рублей, 60 тысяч рублей в Санкт-Петербурге и 40 тысяч рублей в регионах.
Относительно высокая зарплатная планка также у SEO-маркетологов и диджитал-маркетологов (60–80 тысяч рублей в зависимости от региона), а также у интернет-маркетологов (40–80 тысяч рублей в среднем). Примерно равны заработные платы в предложениях для email-маркетологов (70 тысяч рублей в Москве, 57 тысяч рублей в Петербурге и 40 тысяч рублей в регионах), таргетологов и SMM-менеджеров. Но всё зависит от уровня позиции специалиста, пула задач, которые ему предстоит решать, отрасли компании и региона.
Меньше всего предлагают в вакансиях контент-менеджеров — в среднем 40–50 тысяч рублей в обеих столицах и 28 тысяч рублей по России в целом.
Уровень конкуренции
Благодаря высокому уровню заработных плат в сфере диджитал-маркетинга эта сфера привлекательна для соискателей. Нормой на рынке труда считается показатель, при котором на одно предложение о работе приходится в среднем 5–6 активных резюме.
Для позиции директора по маркетингу и PR уровень конкуренции в два раз выше — в среднем 10 резюме на одну вакансию. Уровень конкуренции у интернет-маркетологов и SMM-менеджеров — по 8 резюме на одну вакансию, контент-менеджеров — по 7.
С дефицитом кадров работодатели могут столкнуться при поиске SEO-маркетологов — у них по 3 резюме на одну вакансию, а также медиабайеров и email-маркетологов — по 4 резюме.
Полную версию обзора рынка труда в сфере маркетинга, рекламы и PR от HeadHunter читайте здесь. С результатами исследования Serpstat о том, сколько реально зарабатывали профессионалы диджитала в 2019 году, можно ознакомиться здесь. О своих доходах рассказали около 10 тысяч интернет- и контент-маркетологов, а также специалисты по SEO, SMM и PCC.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.