Бумеры против зумеров: несмотря на огромную разницу в уровне цифровой грамотности поколений, пробелы у всех одинаковы. Читайте на Cossa.ru

15 июня 2020, 13:05

Бумеры против зумеров: несмотря на огромную разницу в уровне цифровой грамотности поколений, пробелы у всех одинаковы

А всё потому, что знания передаются от более опытного пользователя к менее опытному — другими словами, от молодых людей к их пожилым родственникам, от коллеги к коллеге. И, чаще всего, не выходят за рамки необходимого минимума для осуществления ежедневных задач.

Photogenica-PHX85497866.png

Источник фото на тизере: Фотобанк Фотодженика

Освоение цифровых компетенций носит стихийный характер — таков вердикт тестирования цифровой грамотности на портале «Цифровой гражданин» it-gramota.ru, в котором приняли участие представители поколения беби-бумеров (старше 56 лет), поколения X/Y (25–55 лет) и поколения Z (так называемые зумеры, 24 года и младше).

По результатам исследований НАФИ, 27% россиян хорошо разбираются в цифровых технологиях, 67% обладают базовым уровнем цифровой грамотности, 6% — начальным, причём уровень цифровой грамотности подростков выше, чем в среднем по России. Однако доли россиян с высоким уровнем цифровой грамотности в поколениях Z и X/Y оказались сопоставимы: так, людей с продвинутым уровнем цифровой грамотности среди поколения Z — 36%, с базовым уровнем — 60%, с начальным — 4%. В поколениях Х/Y распределение по уровням цифровой грамотности похоже (30% — продвинутый уровень, 64% — базовый, 6% — начальный). Поколение беби-бумеров отстаёт: у 12% продвинутый уровень, у 78% — базовый, у 10% — начальный.

Представители поколения Z демонстрируют недостаточную осведомлённость при ответах на вопросы, связанные с защитой персональных данных, работой с государственными, финансовыми и платёжными сервисами, электронной коммерцией. Для беби-бумеров сложности вызвало создание и редактирование файлов различных форматов.

Некоторые цифровые компетенции, по которым были получены низкие баллы в ходе тестирования цифровой грамотности, совпадают для зумеров и беби-бумеров. Так, оба поколения получили низкие баллы по блокам вопросов:

  • работа с информацией в интернете и оценка её достоверности,
  • влияние цифровых устройств на физическое и психическое здоровье,
  • настройка программного обеспечения.

Многих представителей поколений зумеров и беби-бумеров также объединяет отсутствие установок на познание нового в цифровой сфере.

Таким образом, многие россияне, в том числе молодёжь, не считают важным предпринимать дополнительные усилия для того, чтобы повышать свой уровень цифровой грамотности. Прослеживается зависимость: желание осваивать новое в цифровой сфере больше у тех, кто уже обладает высоким уровнем цифровой грамотности и ниже — у людей с низким уровнем цифровой грамотности.

Людмила Спиридонова

Директор направления исследований в сфере человеческого капитала Аналитического центра НАФИ

«Знания по использованию цифровых технологий часто передаются не по схеме „учитель-ученик“, а от более опытного пользователя к менее опытному пользователю, другими словами, от молодых людей к их пожилым родственникам, от коллеги к коллеге. Такая схема препятствует расширению и углублению знаний, оставляя их на уровне необходимого минимума для осуществления ежедневных задач. Это может быть одной из причин того, что набор компетенций, по которым получены самые низкие показатели, во всех поколениях примерно одинаков. Схожи и наборы навыков, по которым получены наилучшие результаты.

Такое совпадение также может быть связано и с другими факторами: функциональная однобокость использования цифровых технологий, отсутствие образовательных инициатив в сфере IT, которые могли бы расширить область знаний всех желающих, отсутствие интереса к данной теме и установки на саморазвитие. Развитие мотивации к обучению в сфере цифровой грамотности — большая и сложная задача, которую нужно совместно решать государству и работодателям».

Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона

Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585. ERID LjN8K1P7y.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is

Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Авторизуйся через VK:
Vkontakte
Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой