Исследователи GfK оценили масштаб ковид-кризиса среди покупателей
Режим самоизоляции/карантина из-за COVID-19 сняли практически во всех регионах России, но последствия этого периода по-прежнему оказывают сильное влияние на жизнь, предпочтения и выбор покупателей товаров повседневного спроса. Остроту восприятия покупателями разных регионов и сегментов отражает «Индекс ковид-кризиса», разработанный исследователями потребительской панели GfK.
В основе Индекса — кризисная типология покупателей, которая позволяет GfK оценить изменения покупательского поведения в различных группах населения и отследить ситуацию в динамике. Исследование отвечает на вопросы:
-
какой процент домохозяйств — покупателей повседневных товаров уже пострадали от кризиса?
-
кто они такие и где живут?
-
как меняются их покупательские предпочтения?
-
какие категории их поведение затрагивает и насколько?
Для группировки по кризисными сегментам «Устойчивые», «Пострадавшие», «Обеспокоенные» используются два фактора: самооценка финансового положения и оценка вероятности потерять работу. Индекс рассчитывается как разница между дОлей «Устойчивых» и дОлей «Пострадавших» — тех, кто остро ощущает последствия ковид-периода.
Основные выводы исследования GfK:
- Доля пострадавших от кризиса россиян сейчас существенно больше, чем сегмент устойчивых к кризису (доля пострадавших 32% vs 14% устойчивых). Таким образом, Индекс ковид-кризиса в целом по России, как разница между этими двумя показателями, составил 18 пунктов (в апреле он был равен -4).
- Снижение активности из-за ковид-эпидемии затрагивает все регионы. И ситуация меняется очень динамично. На данном этапе острее всего ситуацию переживают жители Приволжского федерального округа и Уральского федерального округа, а также Южного. Здесь самые высокие показатели Индекса ковид-кризиса. При этом негативный эффект от ковид-кризиса среди покупателей значимо ухудшился за последний месяц самоизоляции.
-
Кризис бьёт в основном по жителям крупных городов: Индекс ковид-кризиса на этой географии исследования — самый низкий. И в последнее время острее всего ковид-кризис переживают люди с достаточно невысоким доходом.
Среди возрастных групп более всего пострадало наиболее экономически и покупательски активное население 35–55 лет. Легче всего этот период проживает молодёжь 18–25 лет. Пока это единственный сегмент, где устойчивы к кризису те, кто мало ощутил его влияние на своём положении и кому не пришлось менять своё покупательское поведение в отличие от пострадавших.
Больше всего от этого кризиса «досталось» женщинам. Что, возможно, связано с тем, что этих регионах большая доля сервисных компаний, предприятий beauty-сектора, HoReCa, перевозок, туризма и других бизнесов, которые сильно пострадали от вынужденной остановки в период карантина.
Алексей Горбатенко, руководитель проекта Shopper Monitor Covid-19: «Сейчас мы провели три волны опроса в мае и июне — это первые результаты нового трекингового исследования GfK, посвящённого поведению потребителей в фазе адаптации к кризису, и в будущем мы сможем оценивать ухудшаются или улучшаются условия для развития спроса в разных категориях и регионах России. Знания о состоянии покупателей и их покупках позволит ритейлерам и производителям правильно отвечать на вызовы рынка и формировать ассортиментную стратегию, соответствующую моменту, чтобы наилучшим образом удовлетворить текущие особенности спроса».
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!