Портрет новых исполнителей на бирже фриланса: до 39% пользователей без опыта работы готовы выполнять заказы полную рабочую неделю
52,5% новых пользователей бирж воспользовались бесплатными обучалками на YouTube, и почти 37% студентов прошли платные курсы.
Аналитики крупнейшей в России биржи фриланса FL.ru совместно с IT-холдингом TalentTech зафиксировали рост популярности фриланс-платформ в период пандемии. Исследование показало, что с марта по август 2020 года количество зарегистрированных новых исполнителей, а не дубликатов аккаунтов, составило 90% опрошенных. При этом:
-
более 80% специалистов-экспертов в своей области рассчитывают обеспечить в будущем стабильный поток заказов, то есть рассматривают работу на фрилансе в качестве долгосрочной перспективы;
-
до 39% пользователей без опыта работы готовы выполнять заказы полную рабочую неделю;
-
20% исполнителей среднего уровня могут работать только по выходным, большинство из этой категории — программисты и дизайнеры.
Опрос был проведен среди 915 зарегистрированных в пандемийный период пользователей. Большинство из ответивших — реальные новые пользователи, а не повторы ранее созданных аккаунтов — 90,1% опрошенных сказали, что это их первый аккаунт на фриланс-платформе. Примечательно, что 17,8% из этого числа узнали на образовательных площадках о возможности зарегистрироваться на платформе, а 60% уже прошли обучение.
Анатолий Орлов, исполнительный директор FL.ru: «С января по август 2020 года (включительно) на бирже зарегистрировалось более 832 тысяч новых фрилансеров и 116 тысяч новых заказчиков. Для сравнения, за тот же период в 2019 году пришло 382 тысячи новых исполнителей и чуть более 62 тысяч заказчиков. Рост числа новых пользователей, которые не имеют опыта занятости в цифровом пространстве, выводят на передний план задачи по обучению таких исполнителей актуальным навыкам удаленной работы. Образование — верный путь к монетизации навыков, а выполненные домашние задания могут быть стартом портфолио.
Сейчас происходит достаточно большой приток специалистов из области постоянной занятости в гибридные формы работы. Возникают новые задачи перед бизнесом: как эффективно работать с такими специалистами, как научить HR и линейных руководителей взаимодействовать с удаленными сотрудниками, фрилансерами, как встроить их деятельность в процессы компании».
Ключевые выводы исследования
-
Большинство новых пользователей на платформе только начинают свой профессиональный путь и хотят набраться опыта;
-
Вновь пришедшие «новички» и эксперты среднего уровня рассчитывают найти стабильный поток заказов (44%; 56%) и небольшую временную подработку (32%; 39%), эксперты в основном ищут стабильный поток заказов (80%);
-
Новые пользователи готовы уделять несколько дней в неделю (40–45%) или полную рабочую неделю (31–39%) для выполнения заказов;
-
17,8% новых фрилансеров приходят на платформы заказов через образовательные площадки;
Особенное внимание новые пользователи уделяют образованию: 60% проходили соответствующие курсы, причем 30% из них платно;
-
В то же время часть пользователей не получили реального опыта во время прохождения курсов, 39% практиковались во время обучения, но 25% из выполнивших работы не используют их в портфолио.
-
Главные цели прохождения курсов: повышение квалификации (45%), освоение новой профессии (26%), получение опыта (26%).
Новые пользователи делятся на несколько групп
-
72% только входят в профессию и хотят набраться опыта, у них либо нет специализации, либо это копирайтеры. Они преимущественно занимаются домашними делами (35%), чуть меньшее количество работает в штате (28%) или учится (27%). У 43% есть высшее образование. Эти люди готовы уделять несколько дней в неделю (40–5%) или полную рабочую неделю (31–39%) для фриланс-работы и рассчитывают получить впоследствии стабильный поток заказов (44%) или найти небольшую временную подработку (32%), а 10% задаются целью наработать таким образом портфолио и готовы выполнять заказы бесплатно. На вопрос, сколько планируют заработать, большинство (42%) отвечает от 10 до 30 тысяч рублей.
-
17% оценили свой уровень как средний: опыт работы более двух лет, есть примеры выполненных работ, в качестве специализации эти пользователи указывают программирование или дизайн. Здесь количество учащихся (32%) и работающих (31%) превышает количество людей, работающих на удаленке (22%), высшее образование есть у большего количества пользователей (61%). Они также хотят получить стабильный поток заказов (55%) и найти небольшую временную подработку (29%). 34% готовы уделять фрилансу полную рабочую неделю. Что касается зарплатных ожиданий, большинство респондентов (37%) указали от 30 до 60 тысяч рублей.
-
9,8% являются экспертами в своем деле: 55% из них уже выполняют проектную работу на фрилансе, у 70% есть высшее образование, 80% хотят стабильный поток заказов. Большинство из них являются дизайнерами либо обладают другой специализацией. На вопрос, сколько планируют зарабатывать, по 36% указали от 30 до 60 тысяч и от 60 тысяч и выше, а выполнять фриланс-услуги 38% готовы полную рабочую неделю и только 8% — по выходным.
Главные проблемы, с которыми сталкиваются новые пользователи биржи фриланса
-
34,3% заявили о пустом портфолио, из-за которого заказчик относится с недоверием к потенциальному работнику;
-
20,2% опрошенных не хватает знания и опыта по специализации;
-
16,9% заявили о нехватке заказов по специализации;
-
5,9% не могут вести грамотно переговоры с заказчиками;
Кроме схожих проблем, все категории объединяет количество времени, которое респонденты готовы выделять на фриланс — около 40% опрошенных указали на несколько дней в неделю.
Новые пользователи проявляют интерес к образовательному контенту: 60% начинающих свою профессиональную карьеру и специалистов среднего уровня, а также 50% продвинутых пользователей проходили обучение в последние шесть месяцев, 61%, 48% и 38% соответственно планируют делать это в ближайшие три месяца. В то же время цели прохождения курсов отличаются: если первые рассчитывают наработать больше практики (28%) и повысить квалификацию (38%), то средний и продвинутый уровни обращаются к обучению в основном за тем, чтобы повысить квалификацию (68% и 82%).
52,5% воспользовались бесплатными обучалками на YouTube, и почти 37% студентов прошли платные курсы. Интересно, что на курсах 39% студентов не выполняли практических работ, а те, кто их выполняют, не знали, что впоследствии их можно использовать в портфолио.
Какой формат обучения интересен новым пользователям
-
41,7% — воркшопы;
-
36% — интенсивы;
-
15,7% готовы проходить длительное обучение от года и более;
-
6,7% отдают предпочтения серии разовых вебинаров.
Кроме повышения квалификации (44,5%), от дополнительного образования люди ждут увеличения опыта под руководством коллег-экспертов (26,3%), и ещё 26,6% выбирают курсы для освоения новой профессии.
Если говорить о направленности допобразования, то самыми востребованными направлениями являются дизайн и копирайтинг — 20,12% и 17,13% респондентов указали, что именно эти специализации их привлекают. 11,16% интересуются разработкой сайтов, 7,57% — аудио и видео контентом.
Источник фото на тизере: Per Lööv on Unsplash
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!