Что там за Covid-поворотом? Новый тренд онлайн-шопинга — виртуальные магазины: за и против
Вроде бы те же прогулки вдоль праздничных полок, вполне безопасные во время пандемии, но почему людям так одиноко? Небольшая экскурсия в 3D-мир онлайн-шопинга от доктора философии и антрополога Салли А. Апплин.
Вместо того чтобы наполнять постылые каталоги онлайн-форм, как большинство ecommerce-сайтов, виртуальные магазины используют либо трёхмерную визуализацию пространства, либо последовательно сшивают вместе несколько фото-панорам — подобно Google Street View. Они позволяют онлайн-шоперу свободно прогуливаться вдоль проходов и детально осмотривать выставленные товары. Не нужно надевать маску, спешить или раздражаться на других покупателей, которые столпились рядом.
Один из примеров — виртуальный магазин World of Joy на Cost Plus World Market, всплывающее онлайн-расширение для сети из 243 специализированных магазинов, которое позволяет делать покупки через интерфейс масштабирования и панорамирования. Сервис работает и на ПК, и мобильных устройствах.
Пространство создано по образу и подобию обычного магазина World Market с полками, наполненными товарами. Сами по себе элементы управления достаточно просты и позволяют легко перемещаться по магазину по щелчку или касанию. Есть специальные значки в виде снежинок, чтобы перейти к новогодним полкам. «План этажа» напоминает рождественский календарь с 50 разделами, стоит нажать на один из них — и станет понятно, что в нём находится. А «Кукольный домик» — вообще настоящий трёхмерный Мир Радости.
Движок, на котором работает World of Joy, принадлежит Matterport — компании, которая предлагает платформу трёхмерных данных, чтобы превратить шопинг-пространство в «точного и захватывающего цифрового двойника». Именно она создала виртуальные магазины для Lily Pulitzer, Andersen Windows and Doors, Micha-Paris, Herman Miller и других. Ferguson Bath, Kitchen, and Lighting Gallery, имеющая 250 выставочных залов по всей территории США, оцифровала 70 локальных магазинов с использованием технологий Matterport и планирует добавить ещё 60.
Wall Street Journal считает, что некоторые компании, такие как Ralph Lauren, специально воспроизвели точные копии офлайн-магазинов, чтобы «разжечь пожар» будущих посещений магазинов после того, как пандемия пройдёт.
Ralph Lauren предлагает несколько точных онлайн-копий своих офлайн-магазинов. Например, магазин-реплика Беверли-Хиллз имеет гораздо более комплексный интерфейс, чем World of Joy от Cost Plus World Market. Боковое меню со списком отделов избавляет от необходимости «ходить» по пространству, чтобы добраться до определённого отдела. Музыкальное сопровождение также добавляет праздничной атмосферы. А поскольку это онлайн-реплика реального магазина, интерьер обладает всей роскошью и глубиной самого исходника.
Магазины Ralph Lauren были созданы компанией Obsess, среди других розничных клиентов которой — Tommy Hilfiger, Sam’s Club и Charlotte Tilbury.
Генеральный директор Obsess Неха Сингх утверждает, что миссия компании состоит в том, чтобы заменить типичный опыт покупок в интернете, который состоит из «бесконечной прокрутки каждого продукта одинакового размера на белом фоне».
И с этой задачей виртуальный двойник Ральфа Лорена справился успешно. Это всё же веселее, чем листать каталог, но всё ещё не так весело, как настоящий поход по магазинам в компании друзей.
Чего не хватает во всех виртуальных торговых средах, так это того, чтобы рядом ходили другие люди, разговаривали, предлагали помощь, разглядывали вещи и примеряли их — так считает автор этого исследования Салли А. Апплин, доктор философии, антрополог, чьи изыскания лежат в области человеческой деятельности, алгоритмов, ИИ и автоматизации в контексте социальных систем и общительности.
«Потеря человеческого фактора ощутима. В обувном отделе магазина Lauren я посмотрела видео, в котором люди касаются друг друга и занимаются рискованными делами, например... собираются на праздники. Это заставило меня с тоской вспомнить, чего мне так не хватает, и ничто из того, что я могла бы сделать там или где-либо ещё, не могло мне этого заменить».
Клиент Matterport, Ferguson пользуясь digital-безопасностью, предлагает онлайн-встречи с консультантами по кухне, ванной и освещению. С помощью Microsoft Teams покупатели могут разделить виртуальную прогулку по магазину с консультантом. Конечно, для большинства покупателей это может показаться сложным с технической точки зрения — необходимость пользоваться Teams и веб-браузером только для того, чтобы выбрать что-то в магазине. Тем не менее даже небольшое социальное взаимодействие компенсирует то, чего так не хватает в большинстве виртуальных магазинов.
В конечном счёте блуждания по рынку — многовековая форма человеческого общения и социализации, а также необходимая социальная смазка для сообществ. Магазины, в которые мы действительно можем сходить по соседству, предлагают нам виды, звуки, запахи и человеческие связи, которые поддерживают нас как социальных существ, а люди, которые работают в магазинах, непреднамеренно хранят знания сообщества. Замена обычных магазинов виртуальными убирает этот важный аспект сообществ. Если повезёт, он вернётся после пандемии.
На данный момент я с энтузиазмом отношусь к покупкам в виртуальных магазинах. Даже с их несовершенной планировкой и инвентарём (Мир Радости) или рекламой, насмехающейся над традиционным людским поведением, которая в настоящее время приостановлена (Ральф Лорен). Но всё же так отчаянно хочется смены декораций. Тёмной зимой 2020 года возможность выйти из дома и традиционно побродить по предпраздничным и живым магазинам — наилучший вариант шопинга».
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!