Исследование: как, когда и зачем агентства строят бизнес-стратегии, и что в них нужно исправить прямо сейчас
Пройдёмся по всем разделам стратегии, проговорив, что может быть в случае их непроработки — и, в идеале, ваша стратегия из формального документа превратится в настоящую навигационную карту агентства.
В ноябре аналитический digital-журнал CMS Magazine совместно с Константином Заруцким провели закрытое исследование развития агентств. На предложение принять участие откликнулись 304 компании. Наши коллеги поделились частью полученных результатов, и вот что из этого получилось.
Когда агентства сформировали стратегию своего развития, и на какой срок она рассчитана?
Чуть больше трети агентств разработали стратегию своего развития в 2020-м году. Не исключено, что на это их подтолкнули условия новой реальности. Плюс в последнее время всё больше стали подниматься темы, связанные с развитием агентского бизнеса (в то время как ранее большинство команд были сосредоточены только на развитии своего продукта и узких специализированных знаний).
Также здесь важно понимать, на какой срок ориентированы стратегии агентств:
В некоторых отраслях принято строить планы по развитию бизнеса на 25–30 лет вперёд. В digital теоретически тоже можно заранее фиксировать фундаментальные понятия, но вот говорить о финансовом планировании на большие временные спринты не приходится (слишком высокая погрешность уничтожает весь смысл планирования деятельности на долгих дистанциях, подобных упомянутым выше). Поэтому более ⅔ агентств строят ви́дение своего развития на срок не более 3 лет. Однако здесь нужно понимать, что подход к стратегическому планированию может отличаться. Примерно для трети агентств стратегия — это «живой» часто меняющийся документ:
Обратите внимание: 4% респондентов честно признались, что у них «не доходят руки» до проработки стратегии, но в то же время они осознают необходимость её наличия.
Что отражено в стратегии развития?
А ещё стратегии развития разных компаний отличаются по своему содержанию — то есть в них присутствуют разные пункты/разделы:
Большинство агентств обязательно прописывает свои цели, разрабатывает описание продукта и маркетинговую «упаковку». Меньше всего внимания уделяется работе с факторами риска, которые по факту для многих часто наступают/сбываются. И это большая ошибка — отказываться видеть опасность и планировать действия на случай возникновения «пожара».
Также вызывает вопросы отсутствие в стратегиях почти ⅔ агентств описания внутренней культуры/ценностей. Учить своих сотрудников просто делать работу хорошо — это как жить по принципу «Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным». Когда речь заходит о корпоративных ценностях, то здесь обязательно нужна конкретика — декомпозиция понятий «хорошо» и «плохо», определение приоритетов.
Пройдём по другим разделам стратегии, проговорив, что может быть в случае их непроработки:
|
Раздел | Возможные последствия отсутствия |
|
---|---|---|---|
|
Цели (внутренние) |
|
|
|
Миссия (внешняя) |
|
|
|
Организационная структура |
|
|
|
Ресурсы (что есть у компании для достижения целей и реализации миссии) |
|
|
|
Рынок сбыта |
|
|
|
Оценка перспектив |
|
|
|
Прогноз роста |
|
|
-
Часть разделов (например, маркетинг, сервис и стратегические проекты для развития) могут быть отражены в других документах, поэтому здесь было бы неправильно говорить о том, что агентства, в чьих стратегиях развития отсутствуют данные пункты, допускают ошибку.
-
Многие пункты взаимосвязаны — то есть одни из них влекут за собой другие. Например, если агентство не оценило собственные ресурсы, то оно вряд ли сможет определить вероятность достижения целей.
-
Описание рынка сбыта осложняется тем, что на текущий момент нельзя точно сказать, какой потенциал заложен в том или ином сегменте, — данная аналитическая работа еще не проводилась.
-
Чтобы стратегия была не просто формальным документом, а настоящей навигационной картой, логическим продолжением её разработки должна быть подготовка тактического плана работ с назначением конкретных задач, привязанным к ответственным лицам и срокам. Всё, что прописано на уровне теории, должно обязательно отражаться на практике.
Вместо итогов
Повторим несколько наиболее показательных цифр относительно бизнес-стратегии агентств:
-
35% агентств сформировали свою стратегию развития в 2020-м году.
-
Стратегия 25% подрядчиков рассчитана на срок не более 1 года.
-
36% периодически вносят корректировки в документе, в котором описана стратегия развития.
-
69% агентств не работают с факторами риска в рамках стратегии.
Чтобы получить больше итоговых данных, приглашаем принять участие во второй части исследования, посвящённой вопросам управления агентством, систематизации бизнес-процессов/знаний и HR.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.